Презентация по слайдам:
Слайд #1
«Анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы как способ формирования коммуникативной компетенции». Калинина Валентина Ивановна
Слайд #2
Ключевая проблема языкового образования школьников – проблема формирования коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся – обучение текстовой деятельности. Основной целью представленных мною материалов является развитие навыков анализа, оценки текстов художественного стиля и на основе этого построение самостоятельного коммуникативно – мотивированного высказывания Предполагаемым образовательным результатом работы по данной методике является умение детей анализировать произведения различных жанров: лирических, эпических, драматических, а также выполнять комплексный анализ текста на уроках русского языка и использовать полученные умения и навыки при выполнении творческих работ.
Слайд #3
Методы и формы работы с художественным текстом
Слайд #4
Игра на уроке литературы как форма работы с художественным текстом Викто рины Инсценировки Чтение по ролям Конкурсы Составление комиксов
Слайд #5
Методы и формы целостного анализа лирического произведения.
Слайд #6
Задача анализа лирического произведения – обогатить нравственный мир учеников, приобщить их к мыслям и чувствам писателя.
Слайд #7
- выразительное чтение - заучивание наизусть - самостоятельное чтение учащимися - устное словесное рисование - задание поискового характера - сопоставление художественного произведения с первоисточниками
Слайд #8
Анализ эпизода эпического произведения 1. Место эпизода в произведении. 2. Персонажи, участвующие в эпизоде: главные, второстепенные. 3. Как, в чем проявляет себя герой: в поступке, отношении к другим, внутреннем монологе, выражении чувств? 4. Какие черты характера проявляет герой? 5. Какое пространство представлено в эпизоде? 6. Важно ли время этого эпизода? 7. Какие средства характеристики использует автор в этом эпизоде? 8. Какие приемы и средства языка использует автор в этом эпизоде?
Слайд #9
Анализ текста Лигвостилис тический Филологи ческий Лингво эстетический комплексный Лингвисти ческий
Слайд #10
Важно ли для вас знание русского языка
Слайд #11
Любите ли вы читать
Слайд #12
Качественная успеваемость по русскому языку
Слайд #13
Качественная успеваемость по литературе
Слайд #14
Лингвостилистический анализ Структуру такого анализа можно выразить в форме плана следующим образом: выяснение фонетических особенностей текста, приемов звуковой инструментовки; анализ экспрессивных средств словообразования; лексические образные средства; грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительного текста; особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.
Слайд #15
Филологический анализ Глубокий филологический анализ (представляющий взаимосвязь лингвистического и литературоведческого анализа) текста-образца на уроке словесности позволяет не только отрабатывать навыки осмысленного чтения, внимательного наблюдения за особенностями функционирования языковых единиц в тексте, их вдумчивого анализа, но и нацелить учеников на подлинно творческую работу, отражающую их личностное восприятие; является основным методом реализации интеграции русского языка и литературы.
Слайд #16
Лингвоэстетический анализ Лингвоэстетический анализ художественного текста способствует овладению нормами русского литературного языка, точностью выражения в соответствии с коммуникативной сообразностью, приобретению умений и навыков конструирования богатой речи.
Слайд #17
Комплексный анализ текста. Комплексный анализ текста - это характеристика его по тем параметрам, признакам, комплекс, единство которых и предоставляет собою текст. Главная цель комплексного анализа текста - обучение школьников правилам,технологии построения текста на примере классики.
Слайд #18
Лингвистический анализ Главная цель лингвистического анализа художественного текста [ЛАХТа] - раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора, так как "речь была дана человеку, чтобы скрывать свои мысли" (Талейран).