Культура первобытного общества
Читать

Культура первобытного общества

Презентация на тему Культура первобытного общества к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день. Познать первобытную культуру нам помогают три науки: археология (на основании материальных остатков деятельности человека), этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и Лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

Слайд #2

Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

Слайд #3

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.)- В нем различают три этапа: палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.), мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.) и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.). В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу. Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.). «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы, Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья... Силы железа потом и меди были открыты. Но применение меди скорей, чем железа, узнали.» римский поэт и философ I в. до н. э. Лукреций

Слайд #4

Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано. ТОТЕМИЗМ – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей. В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы. Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы. С тотемической мифологией тесно связаны обряды. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА

Слайд #5

Что же представляло собой искусство на заре человечества? Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец. Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека. Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

Слайд #6

НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное? Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны». Самый древний вид петроглифов «макароны». По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

Слайд #7

Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений. В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 000 и 7 000 годами до н.э. ПЕЩЕРА РУК. АРГЕНТИНА. К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

Слайд #8

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА ИСПАНИЯ. Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

Слайд #9

О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

Слайд #10

Особенности живописи палеолита Изображения очень реалистичны, точны в деталях. Передаётся динамика движения. - в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека. - в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы. - использование широкой палитры красок - Характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!!!

Слайд #11

ПЕЩЕРА ЛЯСКО ФРАНЦИЯ, Верхний палеолит ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ 12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру. На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

Слайд #12

Ротонда с быками Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервированаи вскоре её копия была восоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

Слайд #13

Ротонда с быками Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают купных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

Слайд #14

КОЛОДЕЦ Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

Слайд #15

В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска. ПЕЩЕРА ПЕШЬ-МЕРЛЬ. ФРАНЦИЯ

Слайд #16

В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру. Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».

Слайд #17

КАПОВА ПЕЩЕРА. РОССИЯ. Верхний палеолит. Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И.Далем. Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В.Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

Слайд #18

Горы ДРАКЕНСБЕРГ, ЮЖНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

Слайд #19

ПЕЩЕРА НЬО. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. Рисунок углём

Слайд #20

ПЕЩЕРА ШОВЕ. ФРАНЦИЯ. Верхний палеолит. одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. три спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр. Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

Слайд #21

ПЕРВЫЕ РИСУНКИ Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел слепить горшок из глины, Боялся духов, выдуманных им. Но до сих пор в его глухой пещере Толпой теней стремительно живой Летят по стенам яростные звери, Свирепые противники его. Глаз мамонта испуганно косится, Бежит олень, погоней окрылён. Упал, и, умирая, шевелится, И кровь глотает раненный бизон. Охотники бесшумно шли по следу, И громким криком открывали бой, И закрепляли трудную победу Рисунком лёгким, тонкою резьбой. Валентин Берестов

Слайд #22

КЕРАМИКА И ОРНАМЕНТ Расписной сосуд. Поздний БРОНЗОВЫЙ ВЕК. Санкт-Петербург. Эрмитаж Особая область первобытного искусства – орнамент. В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия. На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

Слайд #23

Современная живопись австралийских аборигенов