Строй, украшай храмы и вкусишь ты
Читать

Строй, украшай храмы и вкусишь ты

Презентация на тему Строй, украшай храмы и вкусишь ты к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

«Строй, украшай храмы и вкусишь ты…» Андрей Боголюбский в русской истории Егорова Н.А., учитель русского языка и литературы МОУ Сергеихинская СОШ Камешковского района Владимирской области

Слайд #2

Облик князя Князь был среднего роста, нормального телосложения, облик имел мужественный, лицом напоминал кочевника. В 1935 году группа ленинградских ученых исследовала мощи Боголюбского, хранящиеся в Успенском соборе Владимира. На скульптурном портрете, выполненом по результатам исследования в лаборатории по методике антрополога М.М. Герасимова изображено лицо кочевника: высокий лоб, приплюснутый нос, мясистые губы, мощная нижняя челюсть, широкие скулы, раскосые глаза. Этот портрет был создан после изучения мощей князя Андрея, хранящихся в Успенском соборе города Владимира. В то время удалось не только определить внешний облик Боголюбского, но и ответить на вопрос, почему он ни перед кем головы не склонял. Оказывается у Андрея Боголюбского с рожднеия были сросшиеся 2-ой и 3-ий шейные позвонки, и из-за этого ограничено движение шеи.

Слайд #3

Родословная Сын Юрия Владимировича Долгорукого и половецкой княжны, дочери хана Аепы Асеневича. Домашнее имя Китай (Китан) Ярослав Мудрый Всеволод Ярославич Владимир II Всеволодович Мономах Юрий Долгорукий

Слайд #4

Дети Андрея Боголюбского Старший сын князя Андрея Изяслав участвовал вместе с отцом в походе на «волжских булгар» и был смертельно ранен. В память о сыне князь построил храм Покрова на Нерли. Мстислав Мстислав, одержавший победу в Киеве « 3 дня проболел и умер молодым от неведомой болезни. Глеб Существование Глеба подвергается сомнению. Младший сын князя Юрий Юрий был изгнан Всеволодом III и бежал в Грузию, где ненадолго стал мужем царицы Тамары. По австрийскому преданию Юрию даровал земли между Словенией и Австрией наследник Фридриха I Барбароссы - Конрад. Потомки Юрия нашли приют на этой земле под фамилией Рюстов. Дочь Андрея Боголюбского Свою дочь Андрей Боголюбский выдал замуж в Волоке Ламском за Светослава Владимировича.

Слайд #5

Походы Участвовал в походах своего отца – Юрия Долгорукого. 1146 год Андрей с братом Ростиславом выбили князя из Рязани. 1149 год Участвовал в походе Юрия Долгорукого в Волынскую землю(удел Изяслава) и при осаде Луцка проявил выдающуюся храбрость. 1159 - 1160 гг Поход против Новгорода, где сидел Святослав Ростиславович. Причиной похода явилось изгнание из города князя-ставленника Боголюбского. Поход закончился поражением, но вскоре новгородцы признали власть Боголюбского. 1164 год Поход на Волжскую Булгарию. 1169 год Поход на Киев, после которого Киев утратил право называться столицей Русского государства. Киевское княжество Андрей отдал своему брату Глебу, а сам, провозгласив себя Великим князем, остался жить во Владимире. 1172 год Андрей совершил поход на Дунайскую Булгарию.

Слайд #6

Чудеса Князь при рождении был назван Китаем, после крещения взял имя святого Андрея Юродивого из Византии и ввел на Руси культ Богородицы. Властолюбие сочеталось в Андрее с искренней религиозностью. Он часто и подолгу молился, сочинял проповеди. Стремясь «утишить усобицы и навести порядок в русской земле» Боголюбский сравнивал себя с библейским царем Давидом Тайно от отца из Вышгорода он увез византийскую икону Богородицы на север Руси. Летописцы оправдывают поступок князя чрезвычайными и чудесными обстоятельствами. В Вышгороде икона перемещалась по церкви, показывая, что желает быть перенесенной в иное место. По пути в столичный Суздаль из Владимира- на-Клязьме, произошло новое чудо: кони стали и не могли сдвинуть с места воз с иконой. Наутро князь объявил, что во сне ему явилась Богородица и велела оставить икону во Владимире. На месте видения Андрей построил церковь и основал село Боголюбово с белокаменным дворцом, который стал его излюбленной резиденцией. Именно по названию села он получил свое прозвище. В летописях отмечается набожность князя, он называется « боголюбивым, благоверным». Боголюбский выбирает себе в небесные покровители Богородицу, вводит на Руси ее культ, а также праздник Покрова. Сам князь был причислен к лику святых в 1702 году. Историк Я.Кротов писал: «В народе разглядели в Андрее нечто светлое и стали его почитать святым, простив ему жестокое разграбление киевских святынь, властолюбие, алчность, подчинение Церкви политике, воинственность - все то, что не смогли простить ему домашние, ставшие убийцами».

Слайд #7

Боголюбивая икона Древнее название этой иконы Боголюбивая. Это одна из первых написанных на Руси икон. Вдохновленный явлением Богоматери, князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону И изобразить на ней Божию Матерь такою, как она явилась ему в ночном видении. На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Иисусу. Она держит в правой руке хартию с молитвой к Христу для благословления выбранного Ей места. Над образом Богоматери помещены клейма пяти икон: Спасителя, Божией Матери, Иоана Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, сопутствовавших князю Андрею в пути из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю. Икона первоначально находилась в Боголюбовском храме Рождества Богородицы. Сейчас икона хранится в Успенском соборе Княгинина монастыря. Боголюбская икона Божией Матери

Слайд #8

Окружение князя Слуги князя, пришедшие «с разных земель»: «ключник» Анбал, но национальности яс был родом с северного Кавказа; повар Ефрем Мойзич был хазарином и ведал кухней князя; «мечник» Михна был русским, он точил «холаружный» меч князя с драгоценной рукоятью, который принадлежал его пращуру князю Борису; любимый отрок Прокопий был родом из Киева, чистил кольчугу и шлем, принадлежавший деду князя Владимиру Мономаху; «грамотей» Кузьмище Киянин был также киевлянином и прославлял князя в летописях; из Киева были священники Микула и его зять Нестор, которые помогли привезти на владимирскую землю святыню - икону Богоматери; княжескую дружину возглавляли братья жены князя Улиты, сыновья Степана Ивановича Кучки. Иноземные союзники князя: грузинский царь Георгий III и его дочь Тамара, немецкий император Фридрих I Барбаросса (1152-1190). Наплечник князя Андрея с изображением распятия Христа, по мнению ученых был изготовлен в 12 веке и подарен Фридрихом Барбароссой как знак королевской власти.

Слайд #9

Гибель Князь Был убит на 63-64 году жизни. Заговорщики предварительно вырезали стражу в ночь на субботу и зверски убили князя. По версии профессора патологоанатома Д.Г. Рохлина удары были нанесены разным оружием: копьем, боевым топором, мечем, саблей. Князю была отсечена левая рука, как символ власти и веры. Тело Андрея бросил во дворе замка, единственный оставшийся верным слуга отнес его на паперть. Спустя 2 дня игумен решился отпеть князя, и только через неделю Боголюбского погребли в построенном им храме Рождества Богородицы. Существует несколько версий гибели князя Андрея, среди них : Семейная Андрей Боголюбский за провинность казнил Петра, одного из братьев Кучковичей. Испугавшись за свою жизнь, а также желая отомстить за отца и брата Яким Кучка, брат жены князя Андрея Улиты организовал заговор. В него были вовлечены; вельможа Петр, зять Якима Анбал Ясин, ключник князя, Чиновник Ефрем Мойзич, жена Улита и «булгарская» царевна. У плененной «булгарской» княжны, у которой дружинники князя убили всю семью, тоже был повод отомстить Боголюбскому. Всего в заговоре участвовал около 20-ти человек. Родовая Заговор против князя Андрея возглавляла его мачеха греческая царевна Ольга, вдова Юрия Долгорукого. Среди её союзников был епископ Леонтий – грек, служивший на русской земле. Они хотели поссорить Андрея с его братьями Мстиславом и Всеволодом. Разоблачив заговор, князь Андрей изгнал в Грецию мачеху с детьми и Леонтия. Капризное властолюбие и жестокость Боголюбского вызвали недовольство не только среди приближенных, но и в народе. После расправы над князем в имении начались грабежи, распространившиеся по всей волости. Авторитарный характер правления Андрея Боголюбского, жестокое обращение с приближенными вызвали недовольство в окружении князя. В 1174 году был составлен заговор, и Андрей Боголюбский был убит. В летописи называются имена убийц. Заговорщики, убившие Андрея Боголюбского 24 июня 1174 года: «ключник» Анбал, братья Кучковичи, повар Ефрем Мойзич, жена Улита и «булгарская» царевна. Расправа над убийцами князя Андрея Убийцы были казнены Всеволодом III в Пловучем озере, которое расположено по дороге из Владимира на Москву и озере Поганом (Поганец), которое находится в 8 км по Муромской дороге. Князь был канонизирован спустя 5 веков после смерти. В 1702 году мощи были открыты и перенесены в Успенский собор.

Слайд #10

Строитель и созидатель Всего на владимирской земле было построено 30 архитектурных сооружений, из них сохранилось всего 8 памятников домонгольского периода. Князь пригласил для строительства с 1158 по 1165 годы мастеров из Галича, немецких от «кесаря» Фридриха I Барбароссы (1152 – 1190), строителей с Кавказа, греческих из Царьграда. Постройки на владимирской земле Основал поселок Боголюбово на высоких холмах на выходе нерльского водного пути в Клязьму. Построил дворцовый комплекс, от которого сохранились: фрагменты Церкови Рождества Богородицы 1158-1165 годов часть башни дворцового перехода Выстроил Церковь Покрова на Нерли в 1165 году. Князь стоит у истоков основания города Коврова. Во время охоты в сочельник Боголюбский заблудился в лесу, замерз, его спас охотник Епифанко. На этом месте была построена церковь, затем возникло село Рождествено, которое в 1764 году дало начало городу Коврову. Создал оборонительную систему города Владимира, включая Золотые ворота 1164 года. Достроил княжий двор Юрия Долгорукого во Владимире, в настоящее время на этом месте находится Георгиевская церковь. Построил во Владимире собственный двор с храмом, сейчас храмы Спаса и Николы. Построил владимирский Успенский собор в 1158-1160 годах.

Слайд #11

Город Владимир времен Андрея Боголюбского

Слайд #12

Золотые ворота Андрей Боголюбский решил сделать столицей не Ростов, не Суздаль а Владимир и начал строительство «по образу» Киева что характерно для архитектуры средневековья. Вокруг города была построена крепость. Главной боевой и проезжей башней крепости стали Золотые ворота, созданные по киевскому образцу. Владимирские Золотые ворота (1164 года) уступали Киевским по высоте. Над воротами был построен храм Ризположения. Кроме них при князе Андрее были построены Серебряные и Медные ворота. Владимир стал духовным и культурным центром России. Заново отстроенные ворота стали главной башней крепости, которая оставалась неприступной при штурме города врагами. На понораме, реконструированной в Золотых воротах видно, как в образовавшийся проем в дубовой стене устремились ордынцы, а защитники ворот все держат оборону. При строительстве Золотых ворот случиась трагедия – свежая кладка не выдержала тяжести дубовых дверей, обитых позолоченной медью. Ворота обрушились, придавив 12 зевак, но произошло чудо, все остались живы и невредимы благодаря чудотворной иконе Владимирской Богоматери. Свалившаяся балка Вид 1158 – 1164 гг.

Слайд #13

Успенский собор 1158-1160 строительство десятинного Успенского собора во Владимире, который превосходил по высоте киевский. Десятая часть дохода князя Андрея уходила на строительство, отсюда десятинный. Так строил в Киеве великий предок князя Владимир Мономах. Успенский собор города посвящен успению (смерти Богоматери) и при князе Андрее был одноглавым, трехнефным. Во время очередного набега храм горел и был восстановлен уже при правлении сводного брата Андрея Боголюбского князе Всеволоде III Большое Гнездо. По велению Всеволода III Большое гнездо храм расширили, но старые стены сохранили внутри. Реконктрукция вида 1158-1160

Слайд #14

Церковь Спаса и Николы Церкви Николы и Спаса находятся у подножия земляного вала, получившего название «Козлов вал». Еще во времена основания города земляные валы служили защитой от нападения врагов. По приказу Великого князя Андрея Боголюбского земляные валы насыпали по берегам рек Клязьмы и Лыбеди, чтобы образовать вытянутое кольцо. Приехав во Владимир, Великий князь Андрей Боголюбский приказал построить дворец, где он проживал со своим семейством. По традиции того времени на территории дворца была построена церковь Спаса (строительство закончено в 1164 году), служившая домовым храмом княжеской семьи. Белокаменная церковь Спаса стояла около шести веков, пока сильнейший пожар 1778 года не уничтожил ее. Через несколько лет в конце восемнадцатого века остатки церкви были разобраны, а на ее месте построен новый храм Спаса, который сохранился до нашего времени.

Слайд #15

Боголюбово В 10 км от города Владимира расположилось село Боголюбово. В древности Андрей Боголюбский выбрал для своей резиденции « город камен именем Боголюбый» так летописец пишет об основании Боголюбова. Легенда рассказывает как Богоматерь, явившаяся князю во сне велела ему построить недалеко от Владимира храм и княжеский дворец. В Боголюбове был построен замок типа «бурга» (строители из итальянского города Моден. Дворцовый храм Рождества Богородицы, который в древности сравнивали с храмом Соломона. Столб с четырехликой капителью, чаша со святой водой 1156 года. Церковь Леонтия, на месте которой сейчас Благовещенская церковь 1683, 1804 года. Леонтий был епископом Ростовским во времена Боголюбского.

Слайд #16

Рождественский собор Церковь Рождества Богородицы была построена 1158-1165 году. Реконструкция вида 1165 г.

Слайд #17

Княжеский дворец От княжеского дворца осталась лишь маленькая часть – башня и переход. Раскопки показали, что на этом месте существовал большой средневековый город. В нише башеной лестницы и принял свою смерть великий князь от рук заговорщиков. Это случилось ночью 12 июля 1174 года. Князь был похоронен только 17 июля, и тот день считается Днем его памяти. Православная церковь проводит параллель между Андреем Боголюбским и Николаем 2, расстрелянным вместе с семьей 17 июля. Башня и переход княжеского дворца в Боголюбове Лестница и ниша

Слайд #18

Храм Покрова на Нерли Этот храм посвящен Богородице. Он построен в честь княжеской победы над «волжскими булгарами». Но эта победа досталась Боголюбскому слишком большой ценой, в сражении был смертельно ранен сын Андрея Изяслав. Поэтому храм посвящен и ему. Существует легенда, рассказывающая о последних днях жизни Изяслава. Умирающий княжеский сын любовался с лодки на родную землю. На этом месте посреди воды, где сливаются реки Клязьма и Нерль и был заложен на искусственном возвышении храм. При весеннем разливе вода подступает к храму, и льдины порой бьются о цоколь, но вот уже 800 лет храм стоит невредим. Церковь Покрова на Нерли была построена в 1165 году. Князь Андрей мог видеть ее из окон своего дворца. Церковь Покрова на Нерли была заложена в честь покровительства Богородицы и посвящена победе Андрея Боголюбского над «волжскими булгарами». Реконструкция вида 1165 г.

Слайд #19

Андрей Боголюбский в становлении Русского государства Боголюбскому удалось заложить начало процессу превращения Руси в мощную православную державу, столицей которой он видел Владимир. Время правления Всеволода – период наивысшего подъема Владимиро-Суздальской земли. При нем продолжило развиваться каменное зодчество и Владимир украсился новыми соборами. Следующим этапом осуществления замыслов князя стали времена правления Александра Невского. Историк 19 века А. Леруа-Болье видел в столкновении Суздальской земли и Киева первую победу наследственной автократии, зарождавшейся на северо-востоке Руси, над традиционной княжеской анархией. В этом отношении Андрей Юрьевич был предшественником московских князей 15 века и самого Ивана Грозного, не останавливающихся ни перед чем для утверждения власти над Русью.

Слайд #20

Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Владимир. 1647-48 годы. Ап. Андрей Первозванный и св. Андрей Боголюбский. Икона. Русь. Середина XVII века (1650 - 1660-е гг.). 167 х 112. Из Успенского собора во Владимире. Образ святого Андрея Боголюбского Святой Андрей. Фреска Успенского Княгинина монастыря. Северная сторона юго - западного столба. Владимир. 1647-48 годы.

Слайд #21

Источники http://www.raduga.edusite.ru/html/sAndriy/index.htm Владимирская икона Божией Матери http://www.pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bozhiej-materi/ В. В. Воронин. Андрей Боголюбский и Лука Хризоверг http://www.sedmitza.ru/text/49467.html СКАЗАНИЕ О ИКОНЕ БОГОМАТЕРИ ВЛАДИМИРСКОЙ, ПАМЯТНИК МОСКОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕР. XVI В., http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=5103&tm=5 ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ http://www.rusarch.ru/timofeeva3.htm