Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»
Читать

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»

Презентация на тему Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Слайд #2

4 декабря 1862 г. – Н Г Чернышевский приступает к написанию романа «Что делать?» 26 января 1863 г. – первые главы романа были направлены обер-полицмейстеру для передачи редакции «Современни-ка» 4 апреля 1863 г. – роман был закончен

Слайд #3

Слайд #4

«Что делать?» Из рассказов о новых людях I. Дурак. II. Первое следствие дурацкого дела. III.Предисловие Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе. Глава вторая. Первая любовь и законный брак. Глава третья. Замужество и вторая любовь. Глава четвертая. Второе замужество. Глава пятая. Новые лица и развязка. Глава шестая. Перемена декораций.

Слайд #5

«Что делать?» философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким труд любовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человека дружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким труд любовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человека дружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким труд любовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человека дружба женщин личных чувств и общественной деятельности философский, социально-политический роман энциклопедия знаний и жизни смысл названия программа действий каким труд любовь раскре- разумное надо в жизни и пощение будущее сочетание быть человека дружба женщин личных чувств и общественной деятельности три пласта действительности бороться против чего? как? ради чего? прошлое настоящее будущее

Слайд #6

Художественные особенности романа: «эзопов язык»; сны Веры Павловны; беседы с проницательным читателем.

Слайд #7

Прошлое: (Марья Алексеевна, Михаил Сторешников и его мать , Жанн, Серж и др.) На примере семейного воспитания Веры Павловны, её жизни в родительском доме, на образе её матери Марьи Алексеевны Розаль-ской. Изображая старый мир, показывая и мелкобуржуазную мещанскую среду, и людей дворянского круга, Чернышевский раскрывает зло классового неравенства: необеспеченность, приниженность, темнота одних – паразитизм, праздность, развращенность других. Указывая, что одни развращаются вследствие избытка материальных благ, другие, наоборот, вслед-ствие недостатка их, Чернышевский тем самым ставит вопрос о необходимости революцион-ного переустройства жизни. И здесь главная роль отводится новым людям.

Слайд #8

Новые люди - люди нравственного совершенства. (Дмитрий Сергеевич Лопухов, Алексей Кирсанов, Вера Павловна и другие) а) революционные устремления и любовь к народу, просветительская работа; б) неиссякаемое трудолюбие – труд для них такая же потребность, как дышать, есть, эстетическое наслаждение, т. к. каждый занимается любимым трудом; в) чистые и красивые взаимоотношения (стремление к личной свободе и независи-мости, высокое благородство, нравственная чистота, честность, взаимоуважение, высокий уровень интеллектуального развития)

Слайд #9

«Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: "Можно ли положиться на этого человека безусловно?" Это ясно, как то, что он дышит грудью; пока дышит эта грудь, она горяча и неизменна,- смело кладите на неё свою голову, на ней можно отдохнуть Эти общие черты так резки, что за ними сглаживаются все личные особенности.»

Слайд #10

Мастерская Веры Павловны

Слайд #11

Теория «разумного эгоизма» Нравственная теория, которая заклю-чается в свершении благородных и самоотверженных поступков для своей же пользы. Нет для человека большего счастья, больше нравственной «пользы» , пусть это даже сопровождается болью и страданием, чем сознание того, что поступил справедливо, разумно, нравст-венно.

Слайд #12

«Моральный кодекс» героев Чернышевского: Чем труднее дело, тем более радуешься своей силе и ловкости, исполняя его удачно. А приятно издали думать о людях, с которы-ми поступил честно. Я чувствую радость и счастье, значит, мне хочется, чтобы все люди стал радостными и счастливыми. Будь честен, и всё будет отлично. Полного счастья нет без полной независи-мости.

Слайд #13

Особенный человек - Рахметов «Скажите же мне теперь, зачем выставлена и так подробно описана эта фигура?» «Человек, который не видывал ничего, кроме лачужек, сочтёт изображением дворца картинку, на которой нарисован так себе, обыкновенный дом. Как быть с таким человеком, чтобы дом показался ему именно домом, а не дворцом? Надобно на той же картинке нарисовать хоть маленький уголок дворца…»

Слайд #14

«Не покажи я фигуру Рахметова, …Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов казались бы большинству публики героями, лицами высшей натуры, пожалуй даже лицами идеализированными... Нет, друзья мои, …это не так…» - пишет Чернышевский. «Я изображал их с любовью и уважением, потому что каждый порядочный человек стоит любви и уважения. Но где я преклонялся перед ними? Где проглядывает у меня хоть малейшая тень мысли, что они бог знает как высоки и прекрасны, что я не могу представить себе ничего выше и лучше их, что они – идеалы людей? Как я о них думаю, так они и действуют у меня, - не больше, как обыкновенные порядочные люди нового поколения. Что они делают превыспреннего? Не делают подлостей, не трусят, имеют обыкновенные честные убеждения, стараются действовать по ним…»

Слайд #15

Используя текст, раскройте каждое из этих положений «Рахметов был из фамилии, известной с XII века»; «ригорист»; Никитушка Ломов; «вздумал приобресть физическое богатство»; «стал искать знакомства с особенно умными студентами»; чтение книг; «стал вести самый суровый образ жизни»; «стал кормить себя»; «гнусная слабость»; «успевал делать страшно много»; «перемена занятия есть отдых»; «я должен дорожить временем» манера знакомиться с людьми; «моё правило: предлагать моё мнение всегда, когда я должен, и никогда не навязывать его»; «дела, не касавшиеся лично до него»; стипендиаты Рахметова; «проба»; «я не должен любить»; «кипучая натура»; «особенный человек».

Слайд #16

«Мало их, но ими расцветает жизнь всех; без них она заглохла бы, прокисла бы; мало их, но они дают всем людям дышать, без них люди задохнулись бы. Велика масса честных и добрых людей, а таких людей мало; но они в ней – теин в чаю, букет в благородном вине; от них её сила и аромат; это цвет лучших людей, это двигатели двигателей, это соль соли земли.»

Слайд #17

« Нет друзья мои,… не они стоят слишком высоко, а вы стоите слишком низко. Вы видите теперь, что они стоят просто на земле; это от того казались они вам парящими на облаках, что вы сидите в преисподней трущобе. На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди, …тем людям, которых я изображаю вполне, вы можете быть равными, если захотите поработать над своим развитием. Кто ниже их, тот низок. Поднимайтесь из вашей трущобы, друзья мои, поднимайтесь, это не так трудно, выходите на вольный белый свет; славно жить на нём, и путь лёгок и заманчив, попробуйте: развитие, развитие. Наблюдайте, думайте, читайте тех, которые говорят вам о чистом наслаждении жизнью, о том, что человеку можно быть добрым и счастливым. Читайте их – их книги радуют сердца, наблюдайте жизнь- наблюдать её интересно, думайте- думать завлекательно. Только и всего, жертв не требуется, лишений не спрашивается. Их не нужно. Желайте быть счастливыми – только, только это желание нужно. Для этого вы будете с наслаждением заботиться о своём развитии: в нём счастье. О, сколько наслаждений развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так открыто его сердце, и как много их у него! Попробуйте: хорошо!

Слайд #18

Сон Веры Павловны

Слайд #19

«Будущее светло, оно прекрасно. Говори же всем: вот это в будущем, будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести: настолько будет светла и добра, богата радостью и наслаждением ваша жизнь, насколько вы умеете перенести в неё из будущего. Стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее всё, что можете перенести.»