Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике
Читать

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике

Презентация на тему Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в русской критике. 9 класс

Слайд #2

Вспомните! 1824 год – цензура запретила печать пьесы. Распространение в списках. Парадокс: текст пьесы не опубликован, а критические отзывы появились.

Слайд #3

Прижизненные критические статьи.

Слайд #4

1825 год. Альманах «Русская Талия» опубликовал сцены из пьесы. Развернулась жесточайшая полемика. Ни одна русская пьеса не до «Горя от ума» не вызывала столь сильный интерес. На протяжении всего XIX – и начала XXвв. русская критическая мысль возвращалась к пьесе. Пьеса оказала большое влияние на развитие прогрессивной критики.

Слайд #5

Н.А. Полевой. Журнал «Московский телеграф» «Ещё ни в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в комедии «Горе от ума». Первое печатное высказывание. Высокая оценка пьесы: Злободневность. Верность действительности. Типичность образов.

Слайд #6

М.А. Дмитриев «Замечания на суждения «Телеграфа». Журнал «Вестник Европы». Дмитриеву не понравился и язык пьесы, потому что в ней «господствует смешенье языков французского с нижегородским», пересекаются разговорный и книжный стили, язык «жёсткий, неровный, неправильный». Грибоедов удачно изобразил некоторые портреты, но не смог изобразить нравы общества. В пьесе отсутствует полноценный драматический конфликт. Чацкий – умный сумасброд, «который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову: естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе…»

Слайд #7

Статья Дмитриева вызвала бурю негодования среди почитателей таланта Грибоедова. А.А. Бестужев-Марлинский «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825гг.». Альманах «Полярная звезда». «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных». В пьесе воспроизведена сама жизнь. Это «живая картина московских нравов». «…феномен, какого не видали мы от времен «Недоросля».

Слайд #8

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества». Подчеркнул новаторство Грибоедова-драматурга. Сказал о верности изображения общественных нравов. Отверг нападки в адрес Чацкого (это персонаж живой и поэтому не лишен недостатков). Слабостями Чацкого считал заносчивость и нетерпимость. «Характер Чацкого схвачен…с удивительной верностию, таков вообще характер людей пылких…»

Слайд #9

О.М. Сомов «Мои мысли о замечаниях г. Мих. Дмитриева на комедию «Горе от ума» и о характере Чацкого». Журнал «Сын Отечества». Не согласился с упреками в адрес языка и стихов комедии. «Грибоедов соблюл в стихах всю живость языка разговорного; самые рифмы у него нравятся своею новостью и в чтении заставляют забывать однозвучие ямбического метра и однообразие стихов рифмованных». Отверг претензии Дмитриева по поводу «бранчивого патриотизма» Чацкого. Однако статья Сомова лишь подлила масла в огонь.

Слайд #10

А. Писарев «Несколько слов о мыслях одного критика и о комедии «Горе от ума». Журнал «Вестник Европы». Повторил суждения Дмитриева. Упрекнул в подражательности. Критиковал композицию. На образ Чацкого не обратил внимание. Посчитал дурным тоном излишества в употреблении разговорного языка. «…иной, не умея сам сказать эпиграмму, радуется, найдя в г. Грибоедове множество новых готовых на всякие случаи».

Слайд #11

В.Ф. Одоевский «Замечания на суждения Мих. Дмитриева о комедии «Горе от ума». Журнал «Московский телеграф». Характер Чацкого вызвал несомненное одобрение. Отверг возможность заимствования. Дал высокую оценку языку пьесы. «…непринуждённый, лёгкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него одного в слоге находим мы колорит русский…»

Слайд #12

А.С. Пушкин неоднократно высказывался о пьесе Грибоедова «О стихах я не говорю, половина должна войти в пословицу…Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался». Пушкин увидел в Чацком собственные черты. Человеку свойственно осуждать в других то, что есть в собственном характере. Цель Грибоедова была в создании «характеров и резкой картины нравов». Наиболее интересными ему показались Скалозуб и Фамусов. «Всё, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он всё это?...Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…»

Слайд #13

«Пьеса «Горе от ума поставила его наряду с первыми нашими поэтами» (А.С. Пушкин) Юрий Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара» Полемика была такой долгой и бурной, что в неё вмешался сам Грибоедов, призвавший и своих друзей, и своих недругов закончить дебаты по поводу пьесы.

Слайд #14

Полемика 30-х годов XIX века

Слайд #15

Журнал «Московский телеграф» Появление первых печатных изданий. Первые драматические постановки комедии. В.Ф. Ушаков причислил комедию к «тем редким явлениям, которые составляют важную эпоху в истории словесности и могут назваться знамениями века». К.А. Полевой назвал пьесу «произведением своего века и народа».

Слайд #16

1831 г. – первая постановка в московском Большом театре. И.В. Киреевский написал рецензию в журнале «Европеец», отметив, что с течением времени комедия не утрачивает своей общественной злободневности и остроты. Н.И. Надеждин в журнале «Телескоп» признал историческое значение пьесы, но указал на её противоречивость и драматургические недостатки.

Слайд #17

Отзывы О.И. Сенковского, П.А. Плетнёва, П.А. Вяземского. Н.В. Гоголь в статье «В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чём её особенность?» дал развернутую характеристику пьесе. Рассмотрел её в связи с развитием сатирического направления в русской литературе. Заявил о её несомненном влиянии на дальнейшее развитие русской драматургии.

Слайд #18

Критика В.Г. Белинского

Слайд #19

Статьи В.Г. Белинского: «Литературные мечтания. Элегия в прозе». «Горе от ума», комедия в 4-х действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова». «Разделение поэзии на роды и виды». «Русская литература в 1841 г.» (Грибоедов был поставлен в ряд крупнейших писателей XVIII- начала XIX века, охарактеризован как «творец русской комедии…русского театра», а «Горе от ума» представил как «первую русскую комедию».)

Слайд #20

Демократическая критика 1850-1860-х гг. А.И. Герцен Н.П. Огарев Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов Д.И. Писарев Была дана высокая оценка пьесы.

Слайд #21

И.А. Гончаров «Мильон терзаний» 1871 год. Выдающееся проявление русской критической мысли. Неповторимое художественное произведение.

Слайд #22

О языке пьесы написал как о выдающемся явлении. Обосновал свою точку зрения о достоинствах «Горе от ума» как драматического произведения. Гончаров рассмотрел комедию как «картину нравов, галерею живых типов и вечно острую жгучую сатиру». Глубоко проанализировал образ Чацкого, «без которого не было бы комедии…». Дал анализ образа Софьи. Не обошёл вниманием второстепенных персонажей.

Слайд #23

Итог обсуждения пьесы А.А. Блок в статье «О драме», опубликованной в журнале «Золотое руно» в 1907 году, написал: «Горе от ума» , я думаю, - гениальнейшая русская драма». С этим мнением в XX веке уже никто не спорил. Комедия Грибоедова до сих пор занимает достойное место в репертуаре русских театров.

Слайд #24

Домашнее задание: Прочитать статью Гончарова «Мильон терзаний» и написать её конспект. Место комедии «Горе от ума» среди других произведений русской литературы. Образ Чацкого среди других героев литературы. «Горе от ума»- комедия нравов эпохи. Язык композиции комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта в комедии «Горе от ума». Принести презентации по образам главных героев (работа в группах).