Древнерусская икона
Читать

Древнерусская икона

Презентация на тему Древнерусская икона к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Цели урока: Познакомиться с особенностями древнерусской иконы; выяснить ее значение для истории; ее место в жизни современного человека. Тема урока: Древнерусская икона

Слайд #2

Основные понятия: икона, «цки», паволока, левкас, ковчег, канон

Слайд #3

В переломные исторические эпохи «немая в течение веков икона» говорит с нами «тем самым языком, каким говорила она с нашими предками». Е.Н. Трубецкой, русский философ Эпиграф

Слайд #4

Икона от греч. «образ, изображение» Икона сопровождала человека от рождения до смерти. Икона вдохновляла русских воинов. В горнице иконе отводили «красный угол».

Слайд #5

Большинство икон находится в храмах

Слайд #6

Слайд #7

Подготовка мастера к работе: Пост Молитва Размышление над смыслом образа

Слайд #8

В работе мастер строго следовал канону. Канон – строго соблюдаемое церковное правило в изображении образа святого.

Слайд #9

Первоначально икона создавалась одним мастером. Со времен Ивана Грозного над иконой трудились целые артели художников, где каждый выполнял определенный вид работы.

Слайд #10

«цки»- доска для написания иконы Липа Кипарис Сандаловое дерево

Слайд #11

Ковчег – неглубокая прямоугольная выемка на лицевой стороне иконы ковчег Поясняющие тексты Такие иконы делали до XVIIв.

Слайд #12

Паволока – холщовая ткань, наклеиваемая на лицевую сторону доски Левкас – специальный раствор из мела и рыбьего клея.

Слайд #13

Мастер на левкас иконы накладывал через кальку рисунок, который с помощью тонкой иглы накалывался по контуру и присыпался угольным порошком таким образом, чтобы образовалась линия.

Слайд #14

Затем иконописец процарапывал рисунок и приступал к золочению – перенесению сияния на икону.

Слайд #15

XII-XIV вв. золотой фон заменяют красным. «Красный» значит красивый После начинали работать с красками, растертыми на яичном желтке.

Слайд #16

Сверху икона покрывалась олифой, приготовленной на основе чистого льняного масла, томившегося в течение полугода в горячих печках.

Слайд #17

Теперь к работе приступали мастера-резчики и ювелиры.

Слайд #18

80-100 лет

Слайд #19

Испорченная икона пускалась по реке ликом вверх Выносилась на перекресток и после молитвы сжигалась «записывалась» новой живиписью

Слайд #20

мастера Андрей Рублев «Троица» 1411 (20)г.

Слайд #21

Неизвестный мастер Владимирская Богоматерь XII в.

Слайд #22

Симон Ушаков Насаждение древа государства Российского 1668 г.

Слайд #23

Алексей Петров Никола Липный 1294 г.

Слайд #24

Феофан Грек Донская богоматерь первое упоминание 1380г.

Слайд #25

Нужно ли человеку XXI века знать об иконах?

Слайд #26

О, светло-светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты, преисполнена, земля Русская, Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, Духом богатырским, любовью к своему народу…

Слайд #27

Домашнее задание: Подготовить сообщение по теме: «Библейские, исторические легенды – источник вечных сюжетов и образов в произведениях мирового искусства»