Отображение Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства
Презентация на тему Отображение Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства к уроку по МХК
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Отображение Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства Выполнили: Учащиеся II курса группы 21/22: Свердлов Д, Дёмин А. Презентация
Слайд #2
Актуальность: Изучение темы «Отображение Отечественного характера войны 1812 года в искусстве обусловлено актуальностью проблемы с точки зрения формирования патриотизма и гражданственности. Для преодоления кризиса духовности нужно постигать славный и героический исторический опыт нашего народа, ощутить себя причастным к подвигу наших предков, ощутить гордость за свой народ, своё Отечество. Изучение истории Отечественной войны, познание её через искусство способствует формированию уважения к истории страны, ее культурным историческим памятникам, эмоционально-положительному принятию своей этнической идентичности.
Слайд #3
Цели и задачи: Изучить Отечественный характер войны 1812 года, представленный средствами искусства. Исследовать самые известные и выдающиеся произведения живописи, литературы, музыки и кинематографии, созданные великими мастерами живописи, литературы, музыки,кинематографии. Представить обобщённую характеристику отображения Отечественного характера войны через художественные образы.
Слайд #4
Способы исследования Изучение, анализ и обобщение информации по заявленной тематике – изучение источников, публикаций, видеосюжетов, работ искусствоведов, литературных, музыкальных критиков Осознание безусловной ценности героического прошлого своего народа как первоосновы формирования активной позиции гражданина и патриота России. Ожидаемый результат
Слайд #5
Концепция Отечественного характера войны 1812 г. в произведениях искусства
Слайд #6
Характер войны 1812 года для России. - Война с наполеоновской Францией приобрела характер Отечественной . - Отечественная война - это решающая судьбу страны война по отражению внешней агрессии, в которой наряду с регулярной армией активное участие принимают широкие народные массы. - Термин « Отечественная война » был введен по «высочайшему указанию» Николая I в 1837 году. Характер Отечественной войны проявился: 1) В создании народных ополчений 2) В массовом партизанском движении. 3) В сборе населением средств на военные нужды. 4) В массовом добровольчестве: организация ополчений, партизанских отрядов, сбор денежных средств проводились на добровольной основе. 5) В массовом героизме. 6)В участии в защите Отечества представителей всех социальных слоев.
Слайд #7
Художественный образ - единство рационального и эмоционального. Эмоциональность - исторически ранняя первооснова художественного образа. Считается, что искусство родилось тогда, когда человек не смог сдержать переполнявших его чувств.
Слайд #8
Отображение Отечественного характера войны 1812 года в живописи Бородинское сражение («Наполеон на Бородинских высотах», 1897; «Конец Бородинского сражения», 1899-1900), Захват Москвы («Перед Москвой – ожидание депутации бояр», 1891-1892), «Пожар в древней столице («Зарево Замоскворечья», 1896-1897; «Сквозь пожар», 1899-1900), Гибель французской армии в бескрайних снегах во время отступления из России («На большой дороге – отступление, бегство», 1887-1895; «Ночной привал великой армии», 1896-1897) Верещагин В.В. В 1887 г. художник начал работу над циклом картин «Наполеон I в России. 1812 год».
Слайд #9
«Наполеон у Москвы. В ожидании депутации бояр» Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной, С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою». «Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою». А. С. Пушкин «Сквозь пожар»
Слайд #10
В наполеоновской серии Верещагин и баталист, и психолог По свидетельствам очевидцев по пути следования армии Наполеона церкви превращались в конюшни. Народ, оскорблённый в своих национальных чувствах издевательством над святынями, яростно сопротивлялся. В Успенском Соборе Расстрел поджигателей
Слайд #11
Триптих «Старый партизан»-три картины, посвящённые партизанской войне. «Никто в Европе, с самого 1812 года, ничего подобного не задумывал и не исполнял с такою правдою и трагичностью» В.В. Стасов о картинах Верещагина Картины о судьбе старосты смоленской деревни Семена Архиповича, возглавившего отряд партизан, в который вошли крестьяне из его деревни («Не замай! – дай подойти!»). Взятые ворвавшимися в деревню французскими гусарами с оружием в руках, Семён Архипович и его товарищи были расстреляны («Взят с оружием в руках»). Старший сын Семёна Архиповича, гренадёр Иван, воюя в родных краях, нашёл тело отца. Горе и вспыхнувший гнев придали ему огромную силу в атаке на французов («В штыки! Ура! Ура!»).
Слайд #12
Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого Основу романа «Война и мир» составляют исторические военные события, художественно претворенные писателем. В 3-ем и 4-ом томе Толстой рисует события Отечественной войны 1812 года. Эта война для России была справедливой, национально- освободительной. На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.
Слайд #13
«Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей быть верным действительности» Толстой Л.Н. Толстой рисует события Отечественной войны: Переход французской армии через р. Неман, Отступление русских в глубь страны, Сдачу Смоленска, Назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, Совет в Филях, Оставление Москвы, Тарутинское сражение, Победоносное завершение войны.
Слайд #14
Толстой поставил себе цель правдиво осветить события великой эпохи и показал освободительную войну, которую народ вёл против своих захватчиков. Он отверг все труды историков, изображавших войну 1812 года как войну двух императоров Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение, в нём раскрывается вполне характер всего народа – главного вершителя исторических судеб, по мнению Толстого. Значительную часть событий Бородинского боя Л. Н. Толстой показал в восприятии Пьера Безухова. Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения. Герой понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ «рой». Партизанское движение.«...Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Образ Кутузова в идейной направленности романа- человек, воплотивший в себя дух народа,руководитель освободительной войны. «Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат», - писал Толстой. Вместе с армией, с народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России.
Слайд #15
А.С.Фигнер и Денис Давыдов-прототипы Денисова и Долохова-командиров партизанских отрядов. «Тихон Щербатый- самый нужный человек в отряде» М.И.Кутузов Пьер Безухов(в роли-С.Бодарчук) В.Кожина-прототип старостихи Василисы.
Слайд #16
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!..» «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва». «Солдатом быть, просто солдатом!»- такое желание овладело Пьером после Бородинского боя.
Слайд #17
«В "Войне и мире" я любил мысль народную…» Толстой Л.Н. Напрасно думал чуждый властелин С тобой, столетним русским великаном, Померяться главою и – обманом Тебя низвергнуть. Тщетно поражал Тебя пришелец: ты вздрогнул – он упал. М.Ю. Лермонтов
Слайд #18
Музыкальные образы Отечественного характера войны 1812 года. «В дни войны с германским фашизмом нам стали особенно близки и дороги страницы романа Льва Толстого «Война и мир» об Отечественной войне 1812 года и мне захотелось написать оперу на этот сюжет, хотя я сознавал всю трудность задачи». Прокофьев С.С.
Слайд #19
«Перед Бородинским сражением» «Пожар Москвы» Хоры ополченцев и проходящих полков- сцены народнопесенного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе Опера обрамлена хоровыми Прологом и Эпилогом, мелодически связанными с музыкой всего целого Два народных хора: Первый — «Сжигайте все запасы, за Великий город русский наш народ идет на смертный бой!» — исполнен героического мужественного порыва, звучит страстнопризывно. Второй -«В ночку темную и немесячную» — передает могучий дух непокоренного русского народа, поднявшегося на смертный бой с врагом.
Слайд #20
Образ Кутузова в опере Обобщенный героический образ, связанный с образом русского народа. Арии Кутузова: «Бесподобный народ». «Величавая, в солнечных лучах матерь русских городов»- вдохновенный гимн во славу Родины, народа, мелодия его — широконапевная, неспешная Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой» Вокальная партия Кутузова, как и музыка народных сцен, пронизана интонациями русских народных песен, что подчеркивает их взаимную связь, единство всей народно-патриотической линии оперы.
Слайд #21
Отображение Отечественного характера войны 1812г. в кинематографии. Цель исследования: фильм-эпопея С. Бондарчука «Война и мир», снятый по роману Толстого Л.Н. «Война и мир» Сергей Бондарчук «…решил уйти в Толстого абсолютно и всецело. Он доверился ему, как послушнейший ученик. Несколько лет он дышал Толстым, как святыней, боясь отступить даже в букве, последней деталью дорожа как целым монологом или характером…» Лев Анненский Такой сложной, масштабной постановки отечественное кино ещё не знало.
Слайд #22
«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи» БондарчукС.С.
Слайд #23
«…Острое, осязаемое, почти материальное чувство любви к своей стране я хотел бы передать каждым кадром киноэпопеи» БондарчукС.С. «Главная тема романа — патриотическая.Он раскрывает моральную и нравственную победу русского народа над наполеоновскими полчищами.»(Бондарчук) Отношением к войне проверяются нравственные понятия и чувства героев. Главное внимание Бондарчук уделяет всенародному противостоянию врагу. Отечественная война 1812 года удесятерила силу единения людей, не ищущих своего благополучия. Фильм особо подчеркивает это в образах Пьера и Кутузова. Собственную свою задачу Сергей Бондарчук выполнил. Он хотел передать мысль Толстого о том, что в условиях страшной беды народ сохранил свои нравственные силы, сумел сплотиться и потому победил.
Слайд #24
"Победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином...» Бородино - образец батальной киноживописи.
Слайд #25
Выводы Подвиг народа остался в веках. Во все периоды истории память народа обращается к нему снова и снова, черпая истоки нравственности, гражданственности и патриотизма. Свидетельством этого являются произведения лучших мастеров искусства, показавших Отечественный характер войны 1812г. Верещагина В.В. средствами живописи создаётся художественный образ подвига, совершенного народом в 1812году. Роман Толстого Л.Н. настоящая эпопея жизни русского народа в период торжества и падения Наполеона Единение народное в год сурового испытания показано через музыкальные образы композитором Прокофьевым С.С. в опере «Война и мир». Режиссёр С.Бондарчук средствами искусства кино в коноэпопее «Война и мир», снятой близко к тексту романа Толстого, масштабно, убедительно, ярко передаёт колорит эпохи начала XIX века с её героическим и возвышенным духом. Произведения искусства, посвящённые Отечественной войне 1812года, делают по-настоящему понятным её Отечественный характер.
Слайд #26
Спасибо за внимание!