Происхождение иконы
Читать

Происхождение иконы

Презентация на тему Происхождение иконы к уроку по обществознанию

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Слайд #2

Что такое икона? Русское слово «икона» происходит от греческого «ейкон» , что значит «образ» или «портрет». И, хотя на иконах изображаются люди, это не портреты в привычном смысле слова, потому, что человек представлен в особом, преображенном виде. Мир в иконе тоже является преображенным — это не окружающая нас действительность, а мир духовный, «Царство Небесное». Задача иконописца весьма трудна, ведь он должен написать то, чего нет или почти нет в нашем привычном опыте.

Слайд #3

Кто был первым создателем иконы? Иконописное изображение на первый взгляд необычно: оно не реалистично, а сверхприродно. Язык иконы условен и глубоко символичен, потому что в иконном образе открывается нам иная реальность. Создание первых икон предание относит ко временам апостолов и называет первым иконописцем апостола и евангелиста Луку. Правда, историки отрицают, что в то время вообще кто-либо писал иконы. Но Лука создал одно из четырех Евангелий, а в древности Евангелия называли «словесной иконой», икону — «живописным Евангелием», так что в каком-то смысле Луку можно назвать одним из первых иконописцев.

Слайд #4

В Римских катакомбах - истоки иконы Однако первые три века своей истории христиане не писали икон и храмов не строили, поскольку жили в Римской империи в окружении язычников, враждебно относившихся к их вере, и жестоко преследовались. В таких условиях христиане не могли проводить богослужения открыто, они собирались тайно, в катакомбах. Св. Агнесса в окружении голубей, звезд и свитков Закона. III в. Катакомбы Памфила, Рим

Слайд #5

За стенами Рима простирался целый город мертвых — некрополь, состоящий из многокилометровых подземных галерей-катакомб. Здесь-то и собирались римские христиане на молитвенные собрания — литургии. В катакомбах сохранилось немало изображений II–IV вв., свидетельствующих о жизни первых христиан. Именно здесь истоки иконы — в этих символических изображениях вера христиан обретала зримый образ.

Слайд #6

Рисунки в катакомбах На плитах захоронений и на саркофагах рядом с именами умерших встречаются очень простые рисунки: рыбка — символ Христа, кораблик — символ Церкви, якорь — знак надежды, птицы с веточкой в клюве — души, обретшие спасение, и др. На стенах можно видеть и композиции более сложные. Часто встречается образ «Доброго пастыря» — юноши с овечкой на плечах, символизирующего Христа Спасителя. И, хотя первые христиане вынуждены были скрываться в катакомбах, их искусство свидетельствует о радостном восприятии жизни, и даже смерть они встречали светло, не как трагичный уход в никуда, а как возвращение к Богу. Добрый пастырь. Катакомбы св. Каллиста. IV в. до н.э. Рим

Слайд #7

313 год - выход христиан из катакомб В 313 г. римский император Константин Великий издал Миланский эдикт о веротерпимости, отныне христиане могли исповедовать свою веру открыто. По всей империи стали возводить храмы, их украшали мозаиками, фресками, иконами. И все, что было наработано в катакомбах, пригодилось в украшении этих храмов. Иисус из Назарета в образе императора. Ок. 494–520 Архиепископская Часовня, Равенна

Слайд #8

Что общего между фаюмским портретом и иконой? Древнейшие из дошедших до нас икон были найдены в монастыре Святой Екатерины на Синае, их датируют V–VII вв. Написаны они в технике энкаустики (восковыми красками), Некоторые исследователи прямо выводят икону из так называемого фаюмского портрета (первые такие портреты были найдены в оазисе Фаюм, близ Каира) – небольшие дощечки с изображением умершего человека, их клали на саркофаги при погребении. На этих портретах мы видим выразительные лица с широко раскрытыми глазами, глядящими на нас из вечности. Сходство с иконой значительно, но велико и различие, оно касается не столько изобразительных средств, сколько смысла образа.

Слайд #9

Фаюмский портрет Погребальные портреты писались, чтобы удержать в памяти живых облик ушедших из жизни. Они всегда напоминают о смерти, о ее неумолимой власти над миром. Икона же, напротив, свидетельствует о жизни, о ее победе над смертью, ведь образ святого на иконе есть знак его присутствия рядом с нами. Икона есть образ Воскресения, ибо религия христиан зиждется на вере в Воскресение — победу Христа над смертью, которая, в свою очередь, есть залог всеобщего воскресения и жизни вечной, в которую первыми входят святые. Фаюмский портрет. I в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Слайд #10

Чем закончилась борьба между иконоборцами и иконопочитателями? В VII–VIII вв. христианский мир столкнулся с ересью иконоборчества, которую поддержали императоры Византии, обрушившие весь репрессивный аппарат империи не только на иконы, но и на приверженцев священных изображений. Более ста лет в Византии шла борьба между иконоборцами и иконопочитателями, закончившаяся победой последних. Св. Петр. V–VII вв. Монастырь св. Екатерины, Синайский полуостров

Слайд #11

На VII Вселенском соборе (787 г.) был провозглашен догмат об иконопочитании, а Константинопольский собор (843 г.) утвердил праздник Торжества Православия как истинного исповедания Христа, исповедания и в слове, и в образе. С этого времени во всей христианской ойкумене иконы стали почитать не только как священные изображения, но и как образ, в котором выражена вся полнота веры в Боговоплощение и Воскресение Христа. В иконописном изображении соединились слово и образ, догмат и искусство, богословие и эстетика, поэтому икону называют умозрением, или богословием в красках.

Слайд #12

Нерукотворный Спас –первое изображение Иисуса Христа Согласно церковному преданию, первое изображение Иисуса Христа было создано при его земной жизни, вернее, оно проявилось само собой, без всякого человеческого усилия, отчего и получило название Нерукотворного образа, в русской традиции — Нерукотворный Спас. Происхождение Нерукотворного образа предание связывает с исцелением царя Авгаря, правителя Эдессы. Будучи неизлечимо больным, Авгарь услышал об Иисусе Христе, исцеляющем больных и воскрешающем мертвых. Он послал в Иерусалим своего слугу, чтобы пригласить Иисуса в Эдессу. Туринская плащаница. Фрагмент

Слайд #13

Но Христос не мог оставить предназначенного ему дела. Слуга попытался нарисовать портрет Христа и не смог этого сделать из-за сияния, исходившего от его лика. Тогда Иисус попросил принести воды и чистое полотенце, умыл лицо и вытерся полотенцем, и тотчас на ткани изобразился нерукотворно его лик. Слуга доставил это изображение в Эдессу, и Авгарь, приложившись к образу, получил исцеление. Спас Нерукотворный. 1130–1190-е гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд #14

Первые иконы Богоматери Первые иконы Богоматери христианская традиция приписывает евангелисту Луке. Наряду с Нерукотворным образом Христа почитался и Нерукотворный образ Божьей Матери, представляющая первоначально изображение на столбе. Богоматерь Владимирская Первая треть XII в. ГТГ, Москва

Слайд #15

Предание гласит, что Богоматерь обещала апостолам Петру и Иоанну, шедшим в Лидду на проповедь, что она их там встретит. Когда они явились в город, то увидели в храме изображение Богоматери, которое, по словам жителей, нерукотворно проступило на столбе. В иконоборческие времена по приказу императора это изображение пытались убрать со столба, его закрашивали, стесывали штукатурку, но оно снова проступало с неумолимой силой.

Слайд #16

Икона-кладезь мудрости В своей глубине христианское искусство направлено на восстановление истинного образа человека в его подлинном достоинстве, как создания богоподобного. Святые отцы говорили так: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом». Входя в храм, мы видим множество самых разных образов. Через эти изображения невидимый духовный мир становится зримым. В Средние века церковное искусство называли «Библией для неграмотных», потому что для людей, не умеющих читать, оно служило главным источником знаний о Боге, мире и человеке. Но и сегодня, несмотря на то, что все стали грамотными, икона остается кладезем мудрости. Никола Чудотворец. Середина XIII в. ГРМ, Санкт-Петербург

Слайд #17

Как «прочитать» икону Андрея Рублева «Троица»? В основе иконы библейский сюжет о Саре и Аврааме, у которых не было детей. Однажды в их доме остановились трое путников, им накрыли стол во дворе, закололи тельца и подали чашу с вином. Это были Бог –Отец, Бог – Сын и Бог – Святой Дух, принесшие весть о том, что у Авраама и Сары скоро родится ребенок. Икона А. Рублева символична: чаша на столе намекает на скорую жертву одного из спутников, стол напоминает алтарь, посох является знаком странничества, а крылья и гора символизируют восхождение и полет духа, дерево на заднем плане – это дерево жизни. Все фигуры на иконе объединены в круг, который говорит о вечности жизни человеческого духа и о гармонии. Цвета иконы очень нежны и плавны, они перетекают один в другой. Андрей Рублев. Троица 1411. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Слайд #18

Иконопись — древнее искусство, но оно не принадлежит только прошлому, оно живо и сегодня: иконописцы пишут священные образы, как и много веков назад. В сюжетах, казалось бы, традиционно повторяемых веками, как в зеркале вечности, мы находим новый и порой неожиданный взгляд на нас самих, нашу жизнь и наш мир, его идеалы и ценности.