Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века
Читать

Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века

Презентация на тему Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 18» Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века Исполнитель: Маков Игорь, ученик 9 в класса Руководитель: Калашникова Н. В., учитель литературы Полевской

Слайд #2

Цель - выявление особенностей эволюции образа «маленького человека» в русской литературе XIX века.

Слайд #3

Задачи: 1. Рассмотреть, как возникло в русской литературе понятие «маленького человека». 2. Проследить развитие этой темы в творчестве русских писателей XVIII-XIX веков. 3. Найти сходства и различия образов «маленьких людей» в творчестве писателей XVIII-XIX веков.

Слайд #4

Слайд #5

Одним из первых писателей, который открыл мир «маленьких людей» был Н.М.Карамзин

Слайд #6

Авторская позиция в повести - это позиция гуманиста. Перед нами Карамзин- художник и Карамзин-философ. Он воспел красоту любви, описал любовь как чувство, способное преобразить человека. Писатель учит - миг любви - прекрасен, но долгую жизнь и прочность дает только разум. Главной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют». Н. М. Карамзин заставляет читателей сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира.

Слайд #7

А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень.

Слайд #8

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Слайд #9

Еще глубже, чем А. С. Пушкин, тему «маленького человека» раскрыл М. Ю. Лермонтов.

Слайд #10

Герои Лермонтова - его “маленькие люди” - отличаются от всех предыдущих. Это уже не пассивные люди, как у А. С. Пушкина, и не иллюзорные, как у Н. М. Карамзина, - это люди, в душе которых уже готова почва для крика протеста тому миру, в котором они живут. «Маленькие люди» М. Ю. Лермонтова не могут отойти от среды, в которой им приходится существовать, и которая заставляет этот протест пойти в другую сторону. “Маленький человек” стремится не к свободе, как к высшему идеалу, а к богатству, как в “Княгине Лиговской” или к воспоминаниям, как в “Максиме Максимыче”из «Героя нашего времени».

Слайд #11

Н. В. Гоголь вызывает у читателя искреннее сочувствие и жалость к личности незаметного, скромного труженика, который придавлен до такой степени, что у него уже и нет, как будто, никаких сердечных переживаний и стремлений, но который всё-таки, наконец, находит какой- то предмет для своей затаённой сердечной привязанности, для почти уже исчезнувшей жажды, нежности и участия.

Слайд #12

Проблема «маленького человека», его бед и чаяний, его взглядов на мир и насущных потребностей живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ «маленького человека», вызывая сочувствие и жалость у читателей и заставляя задуматься над проблемами таких людей, чтобы помочь им измениться.

Слайд #13