Образы симфонической музыки
Читать

Образы симфонической музыки

Презентация на тему Образы симфонической музыки к уроку по музыке

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов (1915-1998) Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель».

Слайд #2

Введение. Эта музыка пронизана интонациями русской песни. Она воссоздаёт колорит пушкинской эпохи, раскрывает мир человеческих чувств. Г. В. Свиридов

Слайд #3

Повесть и музыка. События в повести Пушкина происходят в начале XIX века (1811-1812гг.), в период войны русского народа с армией Наполеона. Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель» - это взгляд нашего современника на Россию 19 века.

Слайд #4

Симфоническая сюита. Музыка состоит из 7 пьес для симфонического оркестра: «Тройка» «Весна и осень» «Пастораль» «Вальс» «Романс» «Военный марш» «Венчание»

Слайд #5

«Тройка» Открывает цикл музыкальных иллюстраций. Образ тройки лошадей, скачущей по заснеженной пустыне. Слышен звон бубенцов. Метель не утихала, небо не прояснялось... В основе мелодии – русская песня.

Слайд #6

Вопросы: Какими чертами наделил композитор главные темы? Какой образ хотел передать композитор своей музыкой? Какими приёмами развития Г.Свиридов достигает драматизма звучания пьесы? В какой форме написана эта пьеса?

Слайд #7

«Вальс» Образ русской женщины. Восторженное ликование и встреча победителей – офицеров на балу. Любимый жанр Г.Свиридова – вальс.

Слайд #8

Вопросы: Какие картинки нарисовала музыка? Сколько мелодий получают своё развитие в музыке «Вальса»? В какой форме написан «Вальс»? С помощью каких выразительных средств музыки передаются образы?

Слайд #9

«Весна и осень» Образы природы в разное время года. Это не только изменение в природе, но и эмоциональное состояние героев – любовь, тоска и безысходность, тревожное ожидание. Зарисовки природы (мелодия в мажоре и миноре), вносят лирический оттенок.

Слайд #10

Вопросы: Сравните две мелодии: что в них общего, в чём отличие? Характеры пьес. Какие тембры инструментов подчёркивают весенний и осенний колорит музыки? Сравните музыкальный язык пьес с живописным языком картин.

Слайд #11

«Романс» В романсе воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры – романса XIX века. Передаёт глубокие чувства главных героев. Это воспоминание Владимира о ушедшей мечте о счастье…

Слайд #12

Вопросы: Музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса? В какой форме написан «Романс»? Почему в кульминации пьесы главная тема звучит в исполнении трубы? Вспомните известные романсы русских композиторов.

Слайд #13

«Пастораль» Музыкальная пьеса, где происходит объяснение в чувствах главных героев:«Бурмин нашёл Марью Гавриловну у пруда, под ивой, с книгой в руках в белом платье…» Пастораль (пастушеский) рисует сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Слайд #14

Вопросы: Какое эмоциональное состояние передаёт эта музыка? Какому герою повести созвучна эта пьеса? Тембры каких инструментов передают лирический образ? Назовите лирические произведения, рисующие картины природы.

Слайд #15

«Военный марш» Показаны картины военного сражения и победа Кутузова над Наполеоном. Ярко передана атмосфера торжеств, подъёма патриотических чувств народа России. Музыка связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 года.

Слайд #16

Вопросы: Какими интонациями насыщена эта музыка? Какое выразительное значение имеет вступление к маршу? В какой форме написан «Военный марш»?

Слайд #17

«Венчание» Описание темы венчания завершает повесть и цикл музыкальных пьес. Звучание церковных песнопений, тихое горение церковных свечей передают печальный и спокойный характер музыки.

Слайд #18

Вопросы: Какой образ создаёт эта музыка? Почему композитор использует в «Венчании» приём полифонии? Почему пьеса заканчивается звучанием струнных инструментов, напоминающих церковное песнопение, а минорная окраса в конце сменяется светлым мажорным аккордом? Какие из пьес можно назвать лирическими, а какие драматическими?

Слайд #19

Заключение. Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Г.Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской «Метели», но и наполнили их новыми мыслями и чувствами. Композитор придал жанру иллюстраций более глубокий смысл. Каждая пьеса – это самостоятельный этап в жизни героев. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова показаны в кино, в музыкальном театре и даже на эту музыку был поставлен балет.