Былина – один из самых древних жанров русской народной песни
Читать

Былина – один из самых древних жанров русской народной песни

Презентация на тему Былина – один из самых древних жанров русской народной песни к уроку по музыке

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Былина – один из самых древних жанров русской народной песни Исследовательская работа

Слайд #2

Былины – один из самых древних жанров русских народных песен. Ты откуда, русская, зародилась музыка? То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась с самого начала? Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Слайд #3

Цель работы: выяснить, действительно ли былина – жанр русского песенного искусства; найти общие признаки народной песни и былины; определить, какую роль сыграла былина в развитии русского музыкального искусства.

Слайд #4

Былины – песни Былина – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым.

Слайд #5

Былины возникли во времена, когда пение и рассказывание ещё не сильно отошли друг от друга. Пение придавало рассказу торжественность. Песенные строки легки и естественны: повторение отдельных слов и предлогов не мешают передаче смысла.

Слайд #6

Нередко былины, как и песни, начинаются с запева, хотя, прямо не связанного с содержанием, но настраивающего слушателей на определенный лад. Запевы поэтичны, красивы, эмоциональны. Славна богатырями земля русская, Высока высота поднебесная, Глубока глубина океан-моря, Широко раздолье по всей земле. Глубоки горы Сорочинские, Темны леса Брянские, Черны грязи Смоленские, Быстры-светлы реки русские. А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Слайд #7

Торжественно начинается былинный зачин - так называют начальную, вводную часть былин: Как во стольном было в городе во Киеве, а у князя у Владимира стольно-киевского заводился пированьице - почестен пир...

Слайд #8

Богатырь Алеша Попович. Лубочная картинка. Север. Конец XVII века    А тут той старинке и славу поют, А по тыих мест старинка и покончилась. Былину, как правило, венчает концовка:

Слайд #9

Художественный прием повтора – один из основных приемов в народной поэзии. В поэтическом тексте повторяются отдельные слова, словосочетания, стихи и даже целые группы стихов. Под славным великим Новым-городом, По славному озеру по Ильменю Плавает-поплавает сер селезень, Как бы ярой гоголь поныривает, А плавает-поплавает червлен корабль Как бы молода Василья Буславьевича, А и молода Василья со его дружиною хороброю, Тридцать удалых молодцов... («Василий Буслаев молиться ездил»)

Слайд #10

Как припев в песне, повторяются и в былине стихи. Так в былине «Илья Муромец и Калин-царь» читаем: Вы седлайте-тко добрых коней, И садитесь-ко вы на добрых коней, Поезжайте-тко вы в чисто поле под Киев-град, И постойте вы за веру, за отечество… Этот стих повторяется 8 раз Илья Муромец и Святогор

Слайд #11

Былины создавались народом не для чтения, а для исполнения. В древности, как полагают, сказители подыгрывали себе на гуслях, позже былины исполнялись речитативом. Музыканты считают, что гусли – самый подходящий инструмент для подыгрывания словам: мерные звуки гуслей не заглушали пения и располагали к восприятию былины.

Слайд #12

Рифмы в былинах нет: она затрудняла бы естественное течение речи, но всё же певцы не отказывались совсем от созвучий. В стихах созвучны однородные окончания слов. Только видели добра молодца ведь сядучи, Как не видели добра молодца поедучи; Во чистом поле да курева стоит, Курева стоит, да пыль столбом летит… («Три поездки Ильи Муромца»)

Слайд #13

Былины исполнялись речитативом, поэтому их стихотворный ритм обусловлен напевом. Былинная строка чаще всего имеет три главных ударения, причём третье всегда находится на третьем слоге от конца. Четвёртое, добавочное ударение падает на самый последний слог и при напеве создаётся протяжение этого слога. То пехотою никто да не прохаживал, И на добром коне никто да не проезживал, Туда серый зверь да не прорыскивал, Птица чёрный ворон не пролётывал. («Илья Муромец и Соловей-Разбойник») Соловей-разбойник. Лубочная картинка. Север. Конец XVII века.

Слайд #14

Напевы былин величавы, спокойны, близки к разговорной речи – декламации. Обычно они основаны на короткой, повторяющейся попевке, которая соответствует одному стиху. Что не белая берёза к земле клонится, Не шелкова трава приклоняется, То сын перед матерью поклоняется. Кланялся Добрынюшка родной матушке: «Ты бы благословила меня, родная матушка» («Добрыня Никитич»)

Слайд #15

Римский-Корсаков - опера-былина «Садко», Былины в музыке Бородин – «Богатырская симфония» Глиэр – симфония «Илья Муромец» Гречанинов – опера «Добрыня Никитич» Мусоргский – «Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)»

Слайд #16

Былины, созданные в далеком прошлом, продолжающие сохранять огромное значение в духовной жизни нашего народа, являются одним из самых древних жанров русской народной песни. На это указывают её художественные особенности, такие, как: напевность, мелодичность, наличие запева и припева (повторы стихов), созвучие однородных окончаний строк и др. Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен.

Слайд #17

Литература Былины.- М.: Просвещение, 1993. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Т. 10.- М., 1994. Музыка. Поурочные планы 3 класс. Часть 1/ Сост. Ю. Д. Изместьева. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004 Науменко Т. И. Музыка 5 кл. : учебник для общеобразоват. Учреждений – М.: Дрофа, 2006. Тулаева Е. Б. Славна богатырями земля русская! // Литература в школе.- 1997.- N 3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1.- М.: Аванта+, 1999. Былины на сайте Фундаментальной электронной библиотеки «Русская литература и фольклор». Тексты былин, энциклопедические сведения о былинах, литература о былинах, библиография