Баллада в творчестве А.С.Пушкина
Читать

Баллада в творчестве А.С.Пушкина

Презентация на тему Баллада в творчестве А.С.Пушкина к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Баллада в творчестве А.С.Пушкина Работу выполнила: ученица 9 класса Б Власова Ирина. Руководитель: Соколова.М.В.

Слайд #2

План: I Введение II Жанр баллад в творчестве Пушкина: 1 Жанр баллады 2 Баллада Пушкина «Ворон к ворону летит» 3 Баллада Пушкина «Жених» 4 Баллада Пушкина «Утопленник» 5 Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге» III Заключение IV Библиография

Слайд #3

У А.С.Пушкина есть несколько стихотворений, приближающихся к балладе: «Песнь о вещем Олеге» (1822) «Жених»(1825) с первоначальным разъяснением «простонародная сказка» «Утопленник»(1829)- «простонародная сказка» «Жил на свете рыцарь бедный» (1829) «Гусар»(1833) Переводные из Адама Мицкевича «Воевода» и «Будрыс и его сыновья» (1833) «Песнь западных славян»(1834) В своей работе я на них остановлюсь.

Слайд #4

Введение. Литературоведы считают, что утверждение в русской поэзии жанра баллады произошло в творчестве А.С.Пушкина. Его балладный репертуар невелик, но разнообразен и объединяет в себе основные направления предшествующего развития жанра. Но А.С.Пушкин не использует термин «баллада», предпочитая близкие балладе обозначения жанра: песнь, сказка, легенда. В этом проявилось различное отношение к жанру. Отображение в художественной литературе сферы человеческих чувств, переживаний, картин природы, все чаще звучавшие темы любви, дружбы, судьбы, смерти сделало необходимым появление новых жанров, таких, как послание, элегия, баллада. Обращение поэтов-романтиков к балладному жанру связано со стремлением к изображению экзотического мира, то есть перенесение действия в далёкое прошлое или фольклорную среду.

Слайд #5

Жанр баллады Цель моей работы доказать что в своём творчестве А.С.Пушкин использует жанр баллады.Баллада - один из любимейших лирико-эпических жанров русских романтиков, который позволял полностью отойти от реальности, создать собственный фантастический мир, противопоставленный миру реальности. Баллада- это краткий стихотворный рассказ преимущественно героико-исторического или фантастического характера. В фольклоре балладами называют сюжетные песни, в которых излагается ряд событий и действует несколько персонажей. Основная тема таких песен - семейные или родственные отношения. Один из героев неправильно ведет себя, нарушает норму, и из-за этого страдают многие, в том числе и он сам. Часто к нему приходит раскаяние, но уже поздно. Поэтому баллады обычно имеют трагический финал.

Слайд #6

Слайд #7

Жанровые особенности баллады: 1)Баллада имеет сюжет. 2)Важную роль в раскрытии идеи играет диалог. 3)Особая роль в балладе отводится повествователю. 4)Баллада имеет зачин и концовку. 5)Баллада отличается богатством выразительных средств. 6)В балладе всегда остаётся тайна, загадка.

Слайд #8

Баллада Пушкина «Ворон к ворону летит» Рассмотрим балладу «Ворон к ворону летит». По своей природе она является народной балладой. По происхождению она шотландская и широко известна в переводе А.С.Пушкина. Она близка семейным балладам , о чём свидетельствует её герои- убитый богатырь и его жена. Трагичен финал баллады. События передаются через диалог воронов, и из их разговора вырисовывается сюжет:

Слайд #9

Ворон к ворону летит, Ворон ворону кричит: «Ворон! Где б нам отобедать? Как бы нам о том проведать?» Ворон ворону в ответ: «Знаю, будет нам обед; В чистом поле под ракитой Богатырь лежит убитый». Нет лирических отступлений, подробного описания природы, внешности героев. В балладе мало подробностей.

Слайд #10

Баллада Пушкина «Жених» Баллада «Жених» начинается с загадки. Купеческая дочь Наташа, загадочно пропадавшая три дня, рассказывает во время свадебного сговора сон, который как будто бы на явь, а может и выдумка невесты. Все события происходят быстро, следуя одно за другим. Действие перемежается с диалогами отца со свахой, жениха с невестой, в которых разворачивается скрытая сторона событий. Баллада завершается возмездием злодею.

Слайд #11

Слайд #12

Баллада Пушкина «Утопленник» В балладе «Утопленник» перед нами – простонародная, грубоватая картина: Прибежали в избу дети, Второпях зовут отца: «Тятя! Тятя ! наши сети Притащили мертвеца». Сам Александр Сергеевич даёт подзаголовок: «Простонародная сказка», напоминая, что народ верит в бессмертие души, в загробный мир, в прочие чудеса. Пушкин прямо намекает, что хочет отразить в балладе народные мысли и представления о добре и зле. Поэт хотел сказать, что по христианской морали надо простить умершему все грехи и предать тело земле, чтобы успокоить его душу, заодно и себя уберечь от зла. Как же поступил мужик? Он отказал погибшему в христианском погребении. Содержание баллады совсем не весёлое. За жертву в итоге вступаются силы природы.

Слайд #13

Баллада Пушкина «Песнь о вещем Олеге» Баллада «Песнь о вещем Олеге» основана на летописном предании, приведенным Карамзиным в «Истории государства Российского». Основой сюжета исторической литературной баллады являются реальные исторические события. Варяжский князь Олег появился на Руси во главе одного из отрядов варягов. Уничтожил династию Киевичей и вскоре встал во главе объединенного войска славян, совершившего поход на Царьград. Как ныне сбирается вещий Олег, Отмстить неразумным хазарам. Их сёла и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам. Олега укусила змея, он умер. Дана характеристика героев. Есть лирическое начало-отношение автора к своим героям. Здесь есть таинственный ход событий.

Слайд #14

Слайд #15

Заключение. В русской литературе баллада появилась благодаря творчеству Василия Андреевича Жуковского и прошла сложный путь от заимствованного до истинно русского жанра, обладающего типичными чертами и особенностями национальной литературы. Многие литературоведы, изучающие творчество А.С.Пушкина не склонны называть произведении сборника для печати в конце 1836 года выделяет произведения в отдельный отдел «Баллады и песни». Но понятие баллады у Пушкина более широко и свободно, чем это было в фольклорной балладе, В.А.Жуковского.