Что за прелесть эти сказки. Художественное своеобразие народных сказок
Презентация на тему Что за прелесть эти сказки. Художественное своеобразие народных сказок к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Художественное своеобразие народных сказок
Слайд #2
ФОЛЬКЛОРНАЯ СКАЗКА Это один из любимых в народе жанров СКАЗКИ возникли на основе легенд родились из мифов появились на основе наблюдений над жизнью
Слайд #3
С К А З К А Повествовательное , обычно народно – поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях , преимущественно с участием волшебных , фантастических сил. Сказка – это фольклорный жанр , стремящейся на основе фантастической условности дать наиболее полное , обобщённое изображение мира, в котором живёт человек. Эпический жанр, художественное повествование фантастического характера.
Слайд #4
Виды сказок
Слайд #5
Виды народных сказок Общепринято деление сказки на сказки О ЖИВОТНЫХ ? ВОЛШЕБНЫЕ ? БЫТОВЫЕ ?
Слайд #6
Виды народных сказок Общепринято деление сказки на сказки О ЖИВОТНЫХ Анекдотические ВОЛШЕБНЫЕ Легендарные БЫТОВЫЕ Басенные
Слайд #7
Классификация сказок КЛАССИФИЦИРУЮТСЯ ПО Композиции Стилю Образам
Слайд #8
Классификация сказок по композиции По особенностям поэтики (преимущественно – композиции ) сказки делятся на КУМУЛЯТИВНЫЕ (повторение однотипных событий) ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБАУТОЧНЫЕ
Слайд #9
Композиция (построение ) сказок Элементы композиции ПРИСКАЗКА ЗАЧИН КОНЦОВКА
Слайд #10
Композиция сказок Присказка Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказки. Назначение присказки - готовить слушателя к восприятию сказки, настроить слушателя на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться сказка. Присказка может и заканчивать сказку: в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение. В этом случае назначение присказки - дать понять слушателю, что сказка закончилась, отвлечь его от фантастики, развеселить. Присказку сказочник может использовать и запнувшись в середине рассказа. И тогда говорит: "Скоро сказка сказывается…." Присказкой можно считать и традиционную концовку: "И я там был…."
Слайд #11
Композиционный элемент Зачин Зачин (начало) – традиционный элемент сказки. Зачин, как и присказка, кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. В зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространённый зачин начинается со слов: "Жили – были…", "Жил – был.." и т.д. У волшебных сказок зачины более развёрнутые: "В некотором царстве, в некотором государстве…" Нередко сказки начинаются прямо с описания действия: "Попался было бирюк в капкан…"
Слайд #12
Композиционный элемент Концовка Сказки имеют и своеобразные концовки Концовки подводят итог развитию сказочного действия. Вот как традиционно заканчиваются сказки:"Живут, поживают и добра наживают". Иногда концовка формулируется как пословица, в которой высказывается общее суждение о содержании сказки.
Слайд #13
Композиционные приёмы Постоянные (традиционные) формулы повтор песни Стихотворные части диалог
Слайд #14
Композиционный приём Повтор Повтор В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные) В каждом новом повторе имеются детали , которые приближают сказочные действия к развязке, усиливают впечатления от действия, Повтор чаще всего бывает троекратным
Слайд #15
Композиционный приём Постоянные формулы В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже, росте и т.д. Постоянные (традицион- ные) формулы
Слайд #16
Композиционный приём Стихотворные части Во многих сказках можно обнаружить стихотворные части. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового. Сказовой стих строится только при помощи рифмы, нет равномерного количества слогов и ударений в стихе. Стихотворные части Стихотворные части
Слайд #17
Композиционный приём Песня В сказках часто встречается и песня. Герои сказок выражают горе и радость, песни выявляют их характеры. Испуганно выкрикивает свою песню петух, попав в лапы лисы и призывая на помощь кота. Песня
Слайд #18
Композиционный приём Диалог Широко используется в сказках и диалог – разговор между двумя и несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге. Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируя бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка и т.д. Диалог Диалог
Слайд #19
Классификация сказок по образу По характеру образности, главным персонажам, сказки бывают : Аллегорические С персонажами - животными и людьми Аллегория – иносказание, когда одно явление изображается и характеризуется через другое.
Слайд #20
Классификация сказок по стилю По стилю сказки делятся на юмористи- ческие сатирические героические
Слайд #21
ЯЗЫК СКАЗОК Язык сказок очень богат: Животные в сказках имеют собственные имена; Нередки прозвища животных; Распространены в сказках звукоподражания; Активно используются постоянные эпитеты, гиперболы, сравнения.
Слайд #22
Перед Вами сборники со сказками Составьте свой сборник, включив в него только волшебные, только бытовые или только сказки о животных. Напишите к нему аннотацию, указав в ней, почему выбрали эти сказки.
Слайд #23
Найдите народные сказки
Слайд #24
1."Иван – солдат" 2." Царевна – лягушка" 3."По щучьему велению"
Слайд #25
В сказках всё сложное несложно Назови сказочные выражения, обозначающие место действия сказки. Назови сказочные выражения, обозначающие время действия сказки. Приведи примеры сказочных выражений, определяющих образ сказочных персонажей.
Слайд #26
В сказках всё сложное несложно «В некотором царстве», «в некотором государстве», «в некоем царстве», «не в каком государстве», «в тридевятом царстве», «в тридесятом государстве» и др. «Жили – были», «был – жил», «В давнее время», «в то давнее время, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил – был…» Иван – добрый молодец – красавец, что ни в сказке сказать, ни пером описать; растет не по дням, а по часам; свистнет, гаркнет молодецким посвистом, богатырским покриком. Ответы:
Слайд #27
В данных ниже примерах выдели слова и обычно употребляются в сказках. Объясни значение каждого из них. «Привели Ивана – царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан; он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать». «Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу избушка на курьих ножках, на бараньих ножках, когда надо, повертывается». «Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Слайд #28
Иван – царевич (постоянный эпитет). «Сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером описать» - традиционная сказочная формула со значением «Очень красивый». Луга зеленые (постоянный эпитет), лес дремучий (постоянный эпитет). Характеристика времени и места действия передается сказочной формулой: «Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли», а оговорка о несоответствии реального времени рассказывания сказки в формуле: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Ответы:
Слайд #29
Подумай и сочини новую волшебную сказку со следующим сюжетом Два брата: Солнце и Месяц. В царстве у Солнца. Все горит. Решает государственные дела и помогает ему его советник Огонь. А вокруг стража – Свечки. В царстве у Месяца. Стражники – Звездочки, лучший советчик – Планета.
Слайд #30
Слайд #31
Автор проекта: Пилипас Ирина, ученица 6класса В КГОУ «Бийский лицей –интернат Алтайского края» Руководитель проекта: Смирнова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы