Лингвистический анализ текста
Читать

Лингвистический анализ текста

Презентация на тему Лингвистический анализ текста к уроку по русскому языку

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Лингвистический анализ текста

Слайд #2

Слайд #3

3. Функционально-стилевой и сопоставительный анализ (для выявления эстетической функции того или иного тропа, изобраз. средства и для установления существенных моментов в развитии индивид. стиля писателя или всего литературного направления).

Слайд #4

Выразительное чтение. Анализ синтаксических структур. Соотношение синтаксических структур стихотворения с делением на строфы и строки. Особенности пунктуации. Повторы.

Слайд #5

6. Анализ рифмующихся слов. 7. Подробная лексическая работа во всем тексте. 8. Анализ использования других средств точности и выразительности речи. 9. Сопоставление начала и конца стихотворения. 10.Вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения.

Слайд #6

От смысла – к слову 1. Выразительное чтение. 2. Семантический анализ композиция; ключевые образы; лексические цепочки, соотносимые с каждым ключевым образом; сопутствующие образы; все возможные ассоциативные ряды.

Слайд #7

От смысла – к слову 3. Анализ изобразительных средств. а) выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов,

Слайд #8

От смысла – к слову 3. Анализ изобразительных средств. б) выявить «вспомогательные» художественные средства и приемы, определяющие именно такое звучание стиха: - строфика, - особенности ритма и интонации, - звукопись.

Слайд #9

От смысла – к слову 4. Анализ стихотворения в контексте: - в контексте творчества самого автора. - в контексте национального литературного процесса. - в контексте мирового литературного процесса.

Слайд #10

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 1. Фонетический уровень речи. Какие закономерности можно выделить в области гласных, согласных, расположения в потоке речи ударных и безударных слогов, фразового ударения? Пользуется ли автор орфографическими нарушениями ради передачи звучащей речи?

Слайд #11

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 2. Лексический уровень речи. Какие тематические поля представлены в тексте? Какими словами они представлены? Какие семантические (эмоция, цвет, философское понятие) поля обнаруживаются в лексике и грамматических значениях этого текста?

Слайд #12

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа Какие лексико-семантические группы, синонимические ряды, антонимические пары обнаруживаются в тексте? Есть ли здесь игра омонимами, паронимами?

Слайд #13

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа Используется ли лексика ограниченного употребления (историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы – авторские неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, поэтизмы, экзотическая лексика)? Если да, то какая именно и с какой художественной целью?

Слайд #14

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа Какие слова можно назвать ключевыми для этого текста и почему? Какие слова используются в особом, авторском значении?

Слайд #15

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 3. Морфемный уровень речи. Заметно ли частотное использование каких-либо морфем? Каких? Какое значение они имеют и какой обобщенный смысл выражают? Есть ли неоднократное использование слов одной словообразовательной модели? Какой? Какое обобщенное значение выражает эта модель и как это значение связано с общим смыслом текста?

Слайд #16

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 4. Морфологический уровень речи. Какие части речи и в каких формах преобладают в тексте (для существ.: одушевленные/ неодушевленные, абстрактные со значением действия или признака / вещественные / собирательные / конкретные, какого рода, числа; для прилаг.: качественные или относительные, какие группы по лексическому значению;

Слайд #17

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа для глаголов: вид, наклонение, время, лицо и число; для местоимений: 1, 2 или 3-е лицо, единственное или множественное число, наличие вопросительных и неопределенных местоимений)? Как грамматические значения частей речи текста помогают выразить обобщенное художественное значение?

Слайд #18

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 5. Синтаксический уровень речи. Какие синтаксические конструкции преобладают (предложения простые или сложные, повествовательные, вопросительные или побудительные, двусоставные или односоставные – с каким значением; полные или неполные, распространенные или нераспространенные;

Слайд #19

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа есть ли ряды однородных членов, обращения, вводные конструкции)? Как обобщенное значение синтаксических конструкций связано с содержанием текста? Какое пунктуационное оформление избирает автор и почему?

Слайд #20

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 6. Стилистический уровень речи. Можно ли выделить в тексте стилистически противопоставленные пласты? Средства каких стилей противопоставлены? Чем объясняется это противопоставление? Есть ли средства с высокой и сниженной стилистической окраской? Какова их роль в тексте?

Слайд #21

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 7. Пользуется ли автор специальными графическими средствами (выделение букв или слов, выделение отдельных строк или написание их в виде «лесенки», фигурное расположение текста и др.)?

Слайд #22

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 8. Есть ли в тексте нарушения норм словообразования, словоупотребления (окказионализмы), лексической и стилистической сочетаемости слов, построения синтаксических конструкций? Какой художественный эффект это вызывает?

Слайд #23

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 9. Есть ли у текста заглавие? Какая языковая единица используется в этой роли? Каково поле ее возможных значений? Какие из этих значений находят развитие в тексте?

Слайд #24

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 10. Как меняются фонетические, лексические, морфемные, морфологические и синтаксические закономерности от начала к концу текста? Как это связано с движением содержания?

Слайд #25

ПОДРОБНЫЙ ПЛАН ЛАХТа 11. Каковы общие языковые закономерности данного текста и в какой мере отбор языковых средств оказался художественно оправданным? (Чем большее число элементов текста оказывается эстетически мотивированным, тем выше уровень мастерства автора.)

Слайд #26

Не стану я жалеть о розах, Увядших с легкою весной; Мне мил и виноград на лозах, В кистях созревший под горой. Краса моей долины злачной, Отрада осени златой, Продолговатый и прозрачный, Как персты девы молодой.

Слайд #27

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.

Слайд #28