Герои мифов древней Греции в живописи, скульптуре
Презентация на тему Герои мифов древней Греции в живописи, скульптуре к уроку Истории
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Костенкова Л.М. МБОУ «СОШ№3» г.Сафоново
Слайд #2
В одном из залов Лувра внимание зрителей привлекает мраморная статуя греческой богини-охотницы Артемиды. Её стройная, двухметровой высоты, фигура показана в стремительном движении. ЛЕОХАР Высота 2 м. Мрамор. Лувр. Париж
Слайд #3
Сложный разворот статуи в пространстве, эффектный поворот головы и холодное спокойствие прекрасного лица придают всему горделивое величие.
Слайд #4
Совершенная физическая красота Артемиды воспринимается как воплощение её гармонического развития, духовного богатства и нравственной чистоты. По словам Фальконе, создателя «Медного всадника», «греческие статуи всегда будут мерилом точности, изящества и благородства, как самое совершенное изображение человеческого тела».
Слайд #5
Пан – бог лесов и рощ. Он родился покрытый волосами, с рогами, с козлиными копытами, кривым носом, с бородой и хвостом. Мать Пана, испуганная видом младенца, бросила его, но ребёнка подобрал бог Гермес и отнёс на Олимп. Ребёнок рассмешил всех богов, был принят в их число и получил имя Пан. Пан – весёлый бог. Он пляшет с нимфами, играет на свирели, бродит по лесам.
Слайд #6
Настала пора, и стрелы Амура ранили сердце Пана, он влюбился. Нимфа Сиринга обвораживала всех и всех отвергала. Она, преследуемая Паном, убегала. Он всё ближе. Сейчас догонит. А на пути река. Сиринга обратилась с мольбой о помощи к реке. Бог реки спас её, превратив в тростник. Пан сделал из тростника свирель и с той поры не расставался с ней.
Слайд #7
Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды он вызвал самого Аполлона на соревнование. Нежно неслись звуки пастушеской свирели, проникая в самое сердце. Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары, и полились величественные звуки…
Слайд #8
Все славили Аполлона. Только один Мидас не восторгался его игрой, а хвалил проникновенную игру Пана. Разгневанный Аполлон схватил Мидаса за уши и тянул их до тех пор, пока не превратил в ослиные. А опечаленный Пан удалился в чащу лесов, часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели , и с любовью внимают им юные нимфы.
Слайд #9
Художник Михаил Врубель смело перевоплотил эллинского бога природы в полуфантастическое существо, близкое нашей русской мифологии. Это наш Леший, пришедший из фольклора. Огромную роль в этом перевоплощении играет тонко прочувствованный лирический русский пейзаж. Опишите пейзаж. Органично сливается с пейзажем фигура самого Пана с морщинистым старым лицом, негнущимися корявыми пальцами.
Слайд #10
У Пана старческое лицо, но сильные руки и тело. Всмотритесь в картину. Откуда Пан берёт силу? У Пана голубые глаза и добрая улыбка. С чем перекликается голубизна его проницательных и мудрых глаз? Подумайте, почему художник изобразил Пана в ночное время?
Слайд #11
М.Ю.Лермонтов в детстве был пленён образом греческого бога Пана. В лесу Середникова образы из книг оживали. Ему представлялся Пан , который приходит сюда, под рябину, и учит поэтическому мастерству. Тогда приходит Пан с толпою пастухов, И пляшут вкруг меня на бархате лугов. Но чаще бог овец ко мне в уединенье Является, ведя святое вдохновенье: Главу рогатую ласкает лёгкий хмель, В одной руке его стакан, в другой свирель! Он учит петь меня, и я в тиши дубравы Играю и пою, не зная жажды славы.
Слайд #12
Посмотрите ещё раз на это фантастическое существо, на его добродушную улыбку и запомните всё, что связано с этим образом.
Слайд #13
В.А.СЕРОВ «ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ»
Слайд #14
Многие художники использовали в своём творчестве миф о похищении Европы Зевсом.
Слайд #15
Расскажите легенду о похищении Европы Зевсом, принявшим облик быка. Опишите картину В.А.Серова. Какой эпизод мифа лёг в основу картины?
Слайд #16
Слайд #17
Слайд #18
Перед вами статуэтка «Амур» знаменитого французского скульптора Этьена Мориса Фальконе. Фальконе – автор многочисленных изящных статуэток на мифологические темы. Юный бог любви Амур, сын Венеры, изображён , согласно традиции, в виде лукавого мальчика с крылышками за спиной.
Слайд #19
Статуэтка выполнена в новом для того времени материале – бисквите, имитирующем мрамор и являющемся разновидностью фарфора, иначе называемом «севрским»фарфором. Хранится эта статуэтка в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
Слайд #20
Антуан Бари – прославленный французский скульптор-анималист, сторонник романтического направления в скульптуре. Излюбленные сюжеты его творчества – сцены борьбы и охоты. Перед вами бронзовая статуэтка А.Бари «Тезей и Минотавр».
Слайд #21
Бари иллюстрирует миф о герое древнегреческого эпоса Тезее. Каждый 9 год Афины должны были отправлять 7 юношей и стольких же девушек в г. Кнос на Крите на съедение полубыку-получеловеку чудовищу Минотавру, обитающему в лабиринте.
Слайд #22
Дочь критского царя Ариадна , воспылавшая любовью к прекрасному юноше Тезею, дарит ему клубок ниток и меч.
Слайд #23
В единоборстве с Минотавром Тезей убивает его, и, сматывая нить клубка, прикреплённую к выходу из лабиринта, легко выходит из него и выводит оттуда своих соотечественников.
Слайд #24
Сюжет композиции заимствован из римской мифологии. Бог подземного царства Плутон, поднявшись из земных глубин, похитил гулявшую на цветущих лугах дочь богини плодородия Цецеры – Прозерпину, чтобы стала его супругой и владычицей душ умерших. Франсуа Жирардон «Похищение Прозерпины». Бронза. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
Слайд #25
Цецера разгневалась, и плоды перестали созревать. Тогда владыка богов Юпитер повелел Прозерпине одну часть года проводить в подземном царстве, а другую – наслаждаться светом. Миф о Прозерпине символизирует смену времён года.
Слайд #26
Описать устно или письменно понравившуюся картину или скульптуру.
Слайд #27
Передо мной на картине Михаила Александровича Врубеля расположилось фантастическое существо, словно возникшее из-под земли. Это Пан. Как интересно, познакомившись с древнегреческим мифологическим героем, вдруг увидеть его на родной земле. Увидеть преображённым удивительной фантазией художника. Вот он как выглядит. Седые кудри, длинная седая борода, рожки на голове, нет только козлиных копытец. Но притягивают к себе глаза. Голубизна его проницательных и мудрых глаз тонко перекликается с фиалками, светящимися перед Паном, словно драгоценные камни, с синевой протекающей среди кустов речки. Глаза таят в себе добродушную улыбку. Стар Пан, как сама природа. Морщины избороздили лицо, время не пощадило пальцы, они стали корявыми и негнущимися.
Слайд #28
Но тело и руки ещё сильные и крепкие. Он врос в землю. Мне кажется, что силы ему даёт матушка-земля русская. Мудрый Пан охраняет мирный покой природы. В руках у него свирель, с которой он никогда не расстаётся, но сейчас не время для музыки. Пан сейчас - владыка таинственной ночи и тишины. Да, он наш, русский. Под талантливой рукой Михаила Врубеля органично слилась фигура самого Пана с типично русским пейзажем. В свете луны хорошо видны кудрявые берёзки, мелкий кустарник, речка, бегущая по низменному лугу. Как всё близко и знакомо! И Пан как символ этой природы.
Слайд #29
1.Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., Просвещение, 1992. 2. Кун Н. Мифы и легенды Древней Греции 3. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович , Селецкий Б.П. Мифологический словарь. М.: Просвещение, 1965 Изображения, картинки и фотографии – из Интернета