Символизм «Старшие символисты»
Читать

Символизм «Старшие символисты»

Презентация на тему Символизм «Старшие символисты» к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Символизм «Старшие символисты»: Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус В. Я. Брюсов К. Бальмонт Ф. Сологуб

Слайд #2

Серебряный век Литература рубежа веков и начала ХХ в. – отражение противоречий и поисков эпохи Активная литературная жизнь: книги и журналы, поэтические вечера и состязания, литературные салоны и кафе, обилие и разнообразие поэтических талантов

Слайд #3

Серебряный век Огромный интерес к поэзии – особенно к модернистским течениям: символизм акмеизм футуризм модернизм

Слайд #4

Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы

Слайд #5

Символ - То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова) В символизме: многозначное иносказание (в отличие от аллегории – однозначного иносказания): содержит в себе перспективу безграничного развёртывания смыслов «Символ – окно в бесконечность» (Ф. Сологуб)

Слайд #6

Истоки символизма: философия всеединства В.Соловьёва, его учение о Мировой Гармонии и Вечной Женственности; учение Платона

Слайд #7

Слайд #8

В.С.Соловьёв – выдающийся философ, поэт, переводчик. Предсказал многие художественные открытия и философские идеи ХХ века

Слайд #9

Идея всеединства В. Соловьёва центральное место занимает абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы. Весь мир как система обусловлен всеединством, то есть Богом. «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не на счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех … истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия» (В.С. Соловьёв "Оправдание Добра").

Слайд #10

«Положительное всеединство» Добро Истина Красота

Слайд #11

Красота «Красота спасёт мир» Ф. М. Достоевский Вера В. Соловьёва в спасительную миссию КРАСОТЫ

Слайд #12

Облик «положительного всеединства» Воплощение вечно-женственного начала в мистических образах: Душа Мира Премудрость Божия София Искусство – посредник в достижении «всеединства»

Слайд #13

Слайд #14

Вечная Женственность

Слайд #15

Вечная Женственность Объект платонического культа и созерцательного любования Действие, предполагающее ответное чувство

Слайд #16

Единственно верный путь поэзии – прозрение «миров иных» сквозь мнимую, иллюзорную действительность: Милый друг, иль ты не видишь, Что всё видимое нами – Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий – Только отклик искажённый Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете – Только то, что сердце к сердцу Говорит в немом привете? В. Соловьёв. 1892г.

Слайд #17

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Д. С. Мережковский З. Н. Гиппиус

Слайд #18

Последователи В. Соловьёва – поэты-символисты Ф. Сологуб К. Бальмонт

Слайд #19

Последователь В. Соловьёва – поэт-символист В. Я. Брюсов

Слайд #20

Три сборника стихов «Русские символисты» (1894 г.) (Ведущим автором был В. Брюсов) Экзистенциальные темы: ЖИЗНЬ гражданские, СМЕРТЬ социальные темы БОГ

Слайд #21

Справка Экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

Слайд #22

Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла - «искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

Слайд #23

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла: Религиозно-философские поиски В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий: Я – раб моих таинственных, Необычайных снов… Но для речей единственных Не знаю здешних слов… З. Гиппиус

Слайд #24

«Младосимволисты» (1900-е годы) Андрей Белый (Борис Бугаев) Вячеслав Иванов Александр Блок

Слайд #25

Андрей Белый

Слайд #26

Вячеслав Иванов

Слайд #27

Александр Блок

Слайд #28

Особенности эстетики «младосимволистов» Творчество и жизнь поэта – элементы грандиозного художественного произведения, космического процесса Значение имеет лишь то, что находится по ту сторону жизни, а реальный мир второстепенен, но несёт в себе отпечатки вечных идей, вечных сущностей.

Слайд #29

Особенности эстетики «младосимволистов» Почувствовать эти вечные сущности способен лишь поэт-теург Язык новой поэзии – язык символов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своём значении. Он многолик, многомыслен и всегда тёмен в последней глубине» Вячеслав Иванов

Слайд #30

Особенности эстетики «младосимволистов» «Взаимное соприкосновение искусства и религии», стремление «приблизиться к Мировой Душе» (А. Белый) Вера в обновление мира Тема России – одна из главных в их творчестве Уход в мистику; наиболее яркий мистический образ – Вечная Женственность

Слайд #31

Значение символизма Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов Поэзия символизма очень музыкальна, богата аллитерациями и ассонансами

Слайд #32

Значение символизма Символизм попытался создать новую философию культуры, новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием - сделать искусство объединяющим людей началом

Слайд #33

Что такое символ? Что , по мнению поэтов-символистов, является целью искусства? В чём отличие творческих принципов младосимволистов от эстетики старших символистов?