Презентация по слайдам:
Слайд #1
ДИОНИСИЙ Русский иконописец XV века
Слайд #2
«Изящный и зело хитрый в русской земли» (из летописи) Вехи жизни Родился около 1440 г. Происходил из рода «боярских детей» Квашниных, предки служили Ивану Калите. Не был монахом, имел семью: жену Марию, сыновей Владимира и Феодосия, которые также были иконописцами и работали с ним. Умер после 1510 г. География творчества Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере Московский Кремль Чигасов монастырь в Москве Иосифо-Волоколамский монастырь Павло-Обнорский монастырь Ферапонтов монастырь
Слайд #3
Две житийные иконы для Успенского собора в Москве Иконы парные, перекличка клейм подчеркивает симметричность сюжетов. Размеры икон 197 x 152 см
Слайд #4
Митрополит Алексий с житием. 1480-е гг. Успенский собор. Москва Беседа митрополита Алексия с Сергием Радонежским и отказ Сергия принять митрополичий сан (клейма слева); закладка храма Чуда Михаила Архангела в Хонех (справа)
Слайд #5
Митрополит Петр с житием. Начало XVI в. Успенский собор. Москва Закладка первого Успенского собора (клеймо слева); толкование митрополитом Петром сна Ивана Калиты (клеймо справа)
Слайд #6
Богоматерь Одигитрия 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва Икона византийского происхождения из Вознесенского монастыря в Московском Кремле была восстановлена Дионисием после пожара.
Слайд #7
Богоматерь Одигитрия 1502–1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Эта икона создана для иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Жест Одигитрии не указывает по канону на Младенца, а напоминает благословение по западному образцу.
Слайд #8
Четыре иконы храма Святой Троицы Павло-Обнорского монастыря Спас в силах. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд #9
Уверение Фомы. Около 1500. Государственный Русский музей Успение Богоматери. 1500. Вологодский государственный музей-заповедник
Слайд #10
Распятие. 1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд #11
Фрески Рождественского собора Ферапонтова монастыря. 1500-е Западный портал
Слайд #12
«Светоприимная свеща…» Сцена из акафиста Пресвятой Богородицы. В основу программы росписей положен акафист Пресвятой Богородицы.
Слайд #13
Богоматерь с младенцем и ангелы. Фреска в конхе центральной апсиды
Слайд #14
Святой Николай Чудотворец. Фреска в конхе Никольского предела (реставрация)
Слайд #15
Иконы деисусного чина Рождественского собора Ферапонтова монастыря Святой Георгий Архангел Гавриил Святой Иоанн Богослов
Слайд #16
Сошествие во ад. Около 1502 1503. Из Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд #17
Преподобный Дмитрий Прилуцкий Дионисия идеальный образ монаха-исихаста. Последняя икона мастера. Преподобный Дмитрий Прилуцкий в житии. Начало XVI в. Вологодский государственный музей-заповедник
Слайд #18
Дионисий и мастерская Дионисий за долгие годы своей работы сформировал большую мастерскую, поэтому многие иконы имеют атрибуцию «Дионисий и мастерская» или «круг Дионисия». Успение святого Николая Чудотворца. Фрагмент. Рождественский собор Ферапонтова монастыря. Южная грань юго-восточного столба
Слайд #19
Презентация подготовлена на основании материалов И. Языковой и Е. Медковой. Газета «Искусство» № 7/2010 Средневековые мастера считали, что главный Художник и Зодчий – Бог, творящий мир по законам красоты гармонии, а иконописец – лишь кисть в руке Божественного Мастера.