Литература русского зарубежья
Читать

Литература русского зарубежья

Презентация на тему Литература русского зарубежья к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Литература русского зарубежья

Слайд #2

В более сложной ситуации, по Сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители  художественной  культуры ,поскольку  художественное  творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для многих отечественных писателей, поэтов, композиторов  эмиграция  обернулась настоящей  трагедией .

Слайд #3

Если представители исполнительского мастерства: художники, скульпторы, архитекторы еще могли каким-то образом адаптироваться к жизни в  эмиграции , то для художников слова процесс привыкания к чужой среде проходил более мучительно. Нужно сказать, что были и такие  русские  писатели, которые успешно писали и на иностранных языках. Особенно те, кто попал в  эмиграцию  в молодом возрасте: Артур Адамов, Владимир Волков, Яков Горбов, Зоя Ольденбург, Ирина Немировская и другие. Наибольшую известность и признание из таких писателей получил Владимир Набоков, перешедший на английский язык уже в зрелом возрасте. Популярны были также Лев Тарасов, писавший под псевдонимом Анри Труайя, Иосиф Кессель, княгиня З. Шаховская (псевдоним - Жак Круазе), Бабавнуков (Эммануэль Бова). Об их творчестве следует говорить как о вкладе  русских  в мировую  культуру  более чем в отечественную. Артур Адамов Ирина Немировская Владимир Набоков Лев Тарасов

Слайд #4

Писатели старшего поколения, особенно те, кто стал эмигрантом уже в зрелом возрасте, переживали отрыв от родины очень болезненно. Большинство их произведений, созданных за рубежом, посвящены ностальгическому описанию  русского  быта и нравов России. После Октября и гражданской войны в  эмиграции  оказались почти все известные  русские  писатели и поэты. Большинство из них продолжали свои деятельность, создав целый пласт литературы. Всего в Зарубежной России с 1920 по 1970 г. на  русском  языке вышло около десяти тысяч книг. Более семи книг романов и новелл написал И. Бунин, получивший за свое литературное творчество в 1933 г. Нобелевскую премию. Д. Мережковский издал 10 томов исторической прозы позы. Ряд пьес опубликовал Б. Зайцев. Три больших романа и шесть сборников рассказов выпустил И. Шмелев. Увидели свет более десяти книг М. Осоргина, восемь романов М. Алданова. А. Куприн уже в пожилом возрасте написал в  эмиграции  две повести и несколько рассказов. Почти все свои  художественные  произведения послереволюционной поры написал в  эмиграции  и М. Горьких. Активно публиковались в  русской  эмигрантской периодике со своими стихами, юмористическими и сатирическими очерками А. Аверченко, С. Черный, Дон Аминадо, Надежда Тэффи. Иван Бунин А. Куприн Надежда Тэффи

Слайд #5

Активно создавалась за рубежом и  русская  поэзия. К середине 20-х годов в Париже собрались почти все виднейшие  русские  поэты как старшего поколения, прославившиеся еще в период серебряного века, так и более молодые, выпустившие до  эмиграции  только первые свои книги. Эмигрантских поэтов в период между двумя войнами можно разделить делить на четыре основные группы. Во-первых, это поздние символисты. Главными наследниками символистов в  эмиграции  были Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский. Константин Бальмонт Вячеслав Иванов

Слайд #6

Вторую группу поэтов составляли последователи так называемой «парижской ноты» - периода абсолютной свободы и индивидуального своеобразия поэтического творчества. Среди поэтов, следовавших этим настроениям, были Георгий Адамович, Лидия Червинская, Ирина Одоевцева, Борис Поплавский, Игорь Чиннов и другие. Среди эмигрантских поэтов особое место занимала Марина Цветаева. Чрезвычайно индивидуальная, уникальна в своем мироощущении и в стиле Цветаева не вписывалась даже в «парижскую ноту». Георгий Адамович Борис Поплавский

Слайд #7

К третьей группе следует отнести поэтов-экспериментаторов, пытавшихся соперничать с дадаизмом и сюрреализмом, Александра Гингера, Анну Присманову, Виктора Мамченко, Юрия 0дарченко. Четвертую группу поэтов можно представить, как поэтов, следовавших совету Ходасевича просто писать хорошие стихи, не подражая определенному течению, но все же склонявшихся к акмеизму - например, Георгий Иванов.

Слайд #8

Вторая мировая война смыла литературную жизнь «первой волны». Некоторые писатели к тому времени уехали в Америку - Набоков, Алданов Цетлин. Другие - Шмелев, Ремизов, Осоргин - оказались в оккупированных немцами зонах. Третьи же вернулись в зоны оккупации до того, как немцы заняли Францию - Мережковский, Гиппиус, Тэффи. От рук фашистов погибло несколько писателей: Юрий Фельзен, Юрий Мандельштам, Игорь Воинов, Анатолий Левицкий, Илья Фондаминский, Илья Коровин-Пиотровский, Михаил Горлин, Раиса Блох, монахиня и поэтесса Мать Мария. Среди  русских  эмигрантов, собравшихся в Берлине для борьбы с большевизмом, оказался романист Николай Брешко-Брешковский. Набоков Николай Брешко-Брешковский

Слайд #9

В послевоенный период поэтическое творчество в  эмиграции  получило новые импульсы, породившие новые поиски стиля, формы. Их разнообразие свидетельствует об абсолютной внутренней творческой свободе. Уже после войны вышли антологии и поэтические сборники, охватившие все течения в литературе Зарубежной России. В эти годы литературное творчество за рубежом продолжало активно развиваться. На смену старшему поколению пришли как молодые  русские  писатели, родившиеся уже вне родины, так и новые эмигранты из числа так называемых «перемещенных лиц». Нужно сказать, что хотя во «второй волне» были представители интеллигенции, она, в целом не обладала «критической массой», необходимой для сохранения культурной традиции за рубежом. В 50-х и начале 60-х годов представители «первой волны» по-прежнему занимали главное место в литературной жизни  эмиграции .

Слайд #10

Одной из главных заслуг «второй волны» в литературе были мемуарный жанр и  художественная  проза, запечатлевшая опыт недавнего прошлого, поскольку  трагедия  народа не была объективно отражена в советской литературе, а вывести рукописи из СССР до войны было нелегко. Следует отметить такие книги, как «Соловецкие острова» Геннадия Андреева, «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева, «Враг народа» Владимира Юрасова, «Укрощение искусств» и «Темный гений» Юрия Елагина. Владимир Юрасов

Слайд #11

Эмигрировав на Запад,  русские  писатели «третьей волны» не прекращали активной творческой работы. По отношению к «непослушным» писателям советские власти применяли новую тактику - лишение гражданства. Первым писателем, которого лишили гражданства, был Валерий Тарсис, депортированный на Запад в 1966 г. Позднее были лишены советского гражданства Александр Солженицын, Владимир Максимов, Александр Зиновьев, Василий Аксенов, Георгий Владимов, Владимир Войнович, Эдуард Кузнецов. В 70-80 годы родину вынуждены были покинуть такие талантливые писатели и поэты, как Юз Алешковский, Иосиф Бродский, Наталья Горбаневская, Сергей Довлатов, Наум Коржавин, Эдуард Лимонов и другие. Двое из писателей-эмигрантов «третьей волны» были удостоены Нобелевской премии по литературе: в 1970 г. - А. Солженицын, в 1987 г. - И. Бродский. Валерий Тарсис Александр Солженицын

Слайд #12

Спектр литературных направлений писателей «третьей волны» представляется следующим образом. А. Солженицын и В. Максимов сохранили великие традиции реализма XIX в. В. Некрасов - также писатель традиционной реалистической школы, использовавший в творчестве «эзопов язык», чтобы обходить советского цензора - на Западе был обескуражен отсутствием привычных для него рамок. Э. Лимонов (Савенко) осуществил свою литературную месть в использовании реалистического метода для изображения мира сексуальных извращений, что можно рассматривать как своего рода преднамеренный акт богохульства против властьимущих. Э. Лимонов (Савенко)

Слайд #13

Роман В. Аксенова «Остров Крым», романы В. Войновича «Москва 2042» и «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», книга А. Зиновьева «Зияющие высоты» могут быть отнесены к облеченной в фантастику политической сатире. А. Синявский в своем творчестве, выражая протест против реализма, обращался к жанру фантастики. Его ироничная автобиография «Спокойной ночи» была написана в модернистском духе. А. Синявский

Слайд #14

Одним из самых наблюдательных и остроумных мастеров юмористического рассказа был Сергей Довлатов, умевший талантливо и иронично передавать мелкие детали эмигрантской жизни. Традиционные жанры и приемы в поэзии представлены в творчестве Н. Коржавина и Н. Горбаневского. Авангардистское направление прослеживается в поэзии Алексея Хвостенко, Виктора Тупицына, Генриха Худякова, Константина Кузьминского. Следует отметить, что политизация искусства является причиной крупного раскола в среде эмигрантских писателей: с одной стороны - лагерь сторонников искусства для искусства, с другою - их непримиримые противники, политические моралисты. Но в целом и те и другие вносят неоценимый вклад в общерусскую литературу. Сергей Довлатов