Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)
Презентация на тему Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века) к уроку Истории
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)» Приложение 1
Слайд #2
Слайд #3
Пахарь. Солнце за день нагулялося, За кудрявый лес спускается; Лес стоит над шапкой темною, В золотом огне купается. На бугре трава зеленая Спит, вся искрами обрызгана. Пылью розовой осыпана Да каменьями унизана. Не слыхать –то в поле голоса, Молча ворон на меже сидит, Только слышен голос пахаря, - За сохой он на коня кричит. В ранней зорьки пашня черная Бороздами подымается, Конь идет – понурив голову, Мужичок идет – шатается… Уж когда же ты, кормилец наш, Возьмешь верх над долей горькою? Из земли ты роешь золото, Сам-то сыт сухою коркою!
Слайд #4
Слайд #5
Литературный монтаж. Н. Некрасов Несжатая полоса. Поздняя осень. Грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели, Только не сжата полоска одна… Грустную думу наводит она. Кажется, шепчут колосья друг другу: «Скучно нам слушать осеннюю вьюгу, Скучно склоняться до самой земли, Тучные зерна купая в пыли!» Нас, что ни ночь, разоряют станицы Всякой пролетной прожорливой птицы, Заяц нас топчет и буря нас бьет… Где же наш пахарь? Чего еще ждет? И.Никитин ***
Слайд #6
Слайд #7
Спиридон Дрожжин Труд да горе, капли пота Пополам с слезой И тяжелая забота С вечною нуждой. Ломота в костях, мозоли С грязью на руках, Жизнь без счастья и без воли В четырех стенах. Голод, холод и страданье Тела и души, И за все, как подаянье, Медные гроши. Солнце весело проглянет, Птичка запоет- Песню ей в ответ затянет Труженик – народ. И в стенах угрюмых льется, Плачут – голоса, И над песнею смеются Взмахи колеса. Приложение 2
Слайд #8
Слайд #9
Приложение 3
Слайд #10
Приложение 4
Слайд #11
Полтина или рубль ровнялись пятнадцати пудам мёда или двумстам пудам ржи.
Слайд #12
Слайд #13
Приложение 5
Слайд #14
Слайд #15
Приложение 6
Слайд #16
Слайд #17
Приложение 7
Слайд #18
Слайд #19
Приложение 8 Государственные (черносошные) Частновладельческие (помещичьи вотчинные) Монастырские (церковные)
Слайд #20
52,4 47,6 Итого (19 губерний) 10. Воронежская Барщинные, % Оброчные, % Губернии Барщинные, % Оброчные, % Губернии БАРЩИНА И ОБРОК В ПОМЕЩИЧЬИХ ИМЕНИЯХ Приложение 9
Слайд #21
Сводная таблица «Крестьянский вопрос в России (с древнейших времён – середина XIX века)»
Слайд #22
XVII – XIX вв. Оброк (денежный, реже натуральный) барщина Монастырские, церковные Частновладельч. – помещичьи, вотчинные 1647 г. Соборное Уложение; личная зависимость, экономическая зависимость Урочные лета – срок сыска беглых крестьян 1597 г. Черносошные - государственные Заповедные лета 1550 г. Три основные категории в XIX вв Крестьяне Смерды, закупы, серебряники, рядовичи, изорники, половники, холопы. Экономика страны требовала «свободного труда» наёмных рабочих Пожилое, крестьянский выход. Юрьев день. Первый Судебник 1497 г. А) Природно-географические особенности государства. Б) Политико-экономическая причина Необходимость иметь большую и боеспособную армию в условиях неразвитых товарно-денежных отношений Люди Объективная необходимость освобождения Основные понятия Этапы закрепощения Причина закрепощения Категории крестьян
Слайд #23
Доказано, что земля, возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленников и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности. К. И. АРСЕНЬЕВ. Начертание статистики Российского государства... СПб., 1818. Ч. 1 Приложение 10
Слайд #24
Взглянем на барщинскую работу. Придет крестьянин, сколько возможно позже, осматривается и оглядывается, сколько возможно чаще и дольше, а работает сколь возможно меньше, — ему не дело делать, а день убить. На господина работает он три дня и на себя также три дня. В свои дни он обрабатывает земли больше, справляет все домашние дела, а еще имеет много свободного времени. Господские работы, особенно те, которые не могут быть урочными, приводят усердного надсмотрщика или в отчаяние, или в ярость. Наказываешь нехотя, но прибегаешь к этому средству как к единственно возможному, чтоб дело вперед подвинуть. С этою работою сравните теперь работу артельную, даже работу у хорошего подрядчика. Здесь все горит; материалов не наготовишься; времени проработают они менее барщинского крестьянина; отдохнут они более его; но наделают они вдвое, втрое. Отчего? Охота пуще неволи. Записки Александра Ивановича КОШЕЛЕВА (1812— 1883 годы). Берлин, 1884