Русский символизм
Читать

Русский символизм

Презентация на тему Русский символизм к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Русский символизм

Слайд #2

Цели: познакомить обучающихся с философско-эстетическими предпосылками возникновения символизма; раскрыть историю происхождения понятия «символизм», его содержание, основные группы; показать значение символизма для развития русской литературы XX века.

Слайд #3

Символизм (от греч.symbolon- «знак, примета») А.Блок: « Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль есть?» В.Брюсов: « Создание искусства – приотворённые двери в вечность» Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»

Слайд #4

Русский символизм Понятие Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Зародился в 60 – 70-е гг. XIX века во Франции В России получил распространение в 80 – 90-е гг. XIX века

Слайд #5

Философия и эстетика символизма складывались под влиянием различных теорий – от взглядов Платона до Ф. Ницше и В.Соловьёва Платон Ф. Ницше В. Соловьёв

Слайд #6

Истоки символизма Термин «символизм» в искусстве впервые был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в одноимённом манифесте — «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в газете «Le Figaro». В частности, манифест провозглашал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики, ложной чувствительности и объективных описаний; она стремится облечь Идею в чувственно постижимую форму, однако эта форма - не самоцель, она служит выражению Идеи, не выходя из-под её власти…» Жан Мореас

Слайд #7

К тому времени существовал другой, уже устойчивый термин «декадентство», которым пренебрежительно нарекали новые формы в поэзии их критики. «Символизм» стал первой теоретической попыткой самих декадентов, поэтому никаких резких разграничений и тем более эстетической конфронтации между декадентством и символизмом не устанавливалось. В России в 1890-е гг., после первых русских декадентских сочинений, эти термины стали противопоставлять: в символизме видели идеалы и духовность и соответственно так его манифестировали, а в декадентстве - безволие, безнравственность и увлечение лишь внешней формой. Так, известна эпиграмма Владимира Соловьёва в отношении декадентов: Мандрагоры имманентные Зашуршали в камышах, А шершаво-декадентные Вирши — в вянущих ушах. Декаданс (от лат. «упадок») – тип сознания, характеризующийся настроением пассивности, безнадёжности, неприятием общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих душевных переживаний.

Слайд #8

Истоки символизма Многие художественные открытия и философские идеи символизма были предсказаны выдающимся философом, поэтом, переводчиком В. Соловьёвым (1853 – 1900). Он верил в спасительную миссию Красоты; посредником в достижении «всеединства» призвано было стать искусство; облик «всеединства» - мистический образ Души Мира; Вечная Женственность – объект платонического культа и любования. В. Соловьёв (1853 – 1900)

Слайд #9

Символизм в музыке Александр Николаевич Скрябин - русский композитор и пианист. В его творчестве воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от одухотворенно-идеальных, утонченных до экспрессивно-героических. Яркий новатор музыкальных выразительных средств, главным образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввел в симфоническую поэму «Прометей» партию света. «Божественная поэма» (3-я симфония, 1904), «Поэма экстаза» (1907) для оркестра; 10 сонат, поэмы, прелюдии для фортепиано. Профессор Московской консерватории (1898-1904). А.Н. Скрябин (1871 – 1915)

Слайд #10

Символизм в изобразительном искусстве Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Напряженная, яркая, какая-то почти мозаичная живопись Врубеля монументальна, эпична, исполнена острым трагическим противоречием между реальностью и фантазией художника. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз. Это одна из многих загадок художника, стремившегося постичь мир не только эстетически, но и нравственно-философски.

Слайд #11

М. Врубель «Демон» «Демон поверженный»

Слайд #12

М. Врубель «Демон и жемчужина» «Царевна-Лебедь»

Слайд #13

Предпосылки Философия Ницше, В.Соловьёва Модернизм в европейском искусстве Возрождение старых художественных систем (античность, средневековье)

Слайд #14

Теоретическое самоопределение 1892 год – лекция Д. Мережковского «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» 1894 год – три сборника «Русские символисты», ведущим автором которых был В. Брюсов

Слайд #15

Основное свойство Освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия В основе эстетики символ (он должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным

Слайд #16

Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония…); идея самоценности искусства, ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Слайд #17

Старшее поколение символистов 80 – 90-е гг. XIX века Петербургское крыло: Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский Московское крыло: К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб Символизм как философско-эстетическое течение Символизм как чисто литературное явление

Слайд #18

Старшее поколение символистов. Петербургское крыло Д. Мережковский З. Гиппиус Н. Минский

Слайд #19

Старшее поколение символистов. Московское крыло К. Бальмонт В. Брюсов Ф. Сологуб

Слайд #20

Младосимволисты 1900 гг. – рубеж веков В.Иванов А. Белый А. Блок И. Анненский «Апокалиптические» настроения парадоксально сочетаются с верой в приход «царства Софии» - эпохи вечной мудрости

Слайд #21

Младосимволисты В. Иванов И. Анненский А. Белый

Слайд #22

Младосимволисты А.Блок наиболее ярко выразил идеи младосимволистов. У поэта много стихов, явно ориентированных на идеи В. Соловьёва, особенно касающиеся темы Вечной Женственности. А. Блок считал В. Соловьёва своим учителем. А. Блок

Слайд #23

Значение Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нём множество дополнительных оттенков и смыслов. Поэзия символизма необычайно музыкальна, богата ассонансами и аллитерациями. Но главное, символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение, сделать искусство более личностным, наполнить его новым содержанием – сделать искусство объединяющим людей началом.

Слайд #24

Источники Журнал «Литература в школе» №3, 2002 год, стр.30 – 32 Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс, - Москва «ВАКО», 2009 Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-пресс, 2008 Русская литература XX века. Учебное пособие для 11 класса ср. школы, - М., 1993 http://www.erudition.ru/referat/printref/id.55954_1.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://yandex.ru/clck/redir/ http://www.vlasta-tula.ru/articles/simvolizm_v_jivopisi.htm Все фото и иллюстрации с сайта: http://images.yandex.ru/