Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»)
Презентация на тему Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон») к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
«Особенности костюма жителей Дона» (на материале романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»). Работа выполнена в рамках проекта «Отражение культуры донского казачества в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».
Слайд #2
Цели работы: показать, что в романе «Тихий Дон» М.А.Шолохов, давая описание традиционной одежды донских казаков конца XIX – начала XX века, создает образ целого народа, с его самобытностью, характерными особенностями быта и обычаев; познакомить с костюмами донских казаков на рубеже XIX – XX веков.
Слайд #3
«Мода – это история, сама история, по поводу которой нельзя дебатировать, спорить, которую нельзя отрицать. И действительно, народы, у которых нет истории, обходятся без одежды». А.Моравия. Костюм человека – форма одежды данного народа, сословия, эпохи. Он несет в себе художественный образ, так как выражает эстетический идеал эпохи, который меняется вместе с жизнью общества.
Слайд #4
Из истории мужского костюма Своеобразные условия жизни на Дону, особенности характера и мировоззрения донских казаков предопределили возникновение оригинальной культуры донского казачества. Особенности жизни казаков отразились и на их одежде.
Слайд #5
«…платья де они носят по древнему своему обычаю, как кому из них которое понравиться: иные любят платье и обувь по -черкасски и по - калмыцки, а иные обыкли ходить в русских стародревнего обычая в платье, и что де кому лутче похочется, тот тако и творит. И в том де между ними распри и никакого посмехания друг над другом нет» - говорил в 1705г. атаман зимовой станицы Савва Кочет, о том, что носили казаки.
Слайд #6
В результате костюм донского казачества сформировался путем взаимодействия различных культур. Азовский и таганрогский казаки 1774 года. Литография, XIX в.
Слайд #7
В 1801 году «высочайшим повелением» была предписана обязательная военная форма всему Войску Донскому. Они куртки и чекмени – однобортные кафтаны, застегивающиеся на крючках спереди, с красной выпушкой по обшлагам и воротнику. Вместо барашковой шапки на голову надевался кивер, на шароварах положено было иметь широкие алые лампасы. Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1809-1815г.г., 1885г.
Слайд #8
Казачьи лампасы имели особое значение, они стали символом освобождения от всех видов государственных платежей, символом казачьей независимости. Лампас красного цвета прикрывает боковой шов штанов. «Широкие Гришкины шаровары, заправленные в белые шерстяные чулки, алели лампасами» (т.I, ч.I, гл.XVI).
Слайд #9
Казаки Атаманского полка. 1812г., 1878г., 1885г.
Слайд #10
Изменения в военной форме донских казаков происходит только к началу Первой мировой войны. Казачьи мундиры уже ничем не отличаются от общеармейской формы русской армии. «Глядя на вылощенных, подтянутых офицеров в нарядных бледно-серых шинелях и бледно-серых мундирах, Григорий чувствовал между собой и ими неперелазную невидимую стену» (т.I, ч.III, гл.II). Казаки лейб-гвардии казачьего полка 1906г.
Слайд #11
Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время ходили в форме.
Слайд #12
Зипун – вид распашной одежды, полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узким рукавами, без ворота, надевали поверх рубахи. «На дощатой кровати прикрытые попоной, сбитые камнем сено и весь провонявшийся потом Сашкин зипун. Пожитков, кроме зипуна и дубленого полушубка, у Сашки не было» (т.I, ч.II, гл.XIV).
Слайд #13
Одежда казаков конца XIX – XX начала века. Перед Первой мировой войной обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, папахи, башлыка, пояса. На смотре амуниции и обмундирования на разостланной попоне «Под ногами Григория лежала ненадеванная попона, на ней порядком разложены седло с окованным, крашенным в зеленое ленчиком, с саквами и задними сумами, две шинели, двое шаровар, мундир, две пары сапог, белье…»
Слайд #14
Во время Гражданской войны форма казаков, воевавших и в красных войсках, и в белых, почти ничем не отличалась, разве что отсутствием погон и кокард. Остальные казачьи атрибуты – лампасы на шароварах, цветные околышки фуражек, папахи, башлыки – сохранялись. КРАСНЫЙ КОМАНДИР-КАВАЛЕРИСТ В ПОЛУБЕКЕШЕ И БАШЛЫКЕ. Осень 1918г. Красный командир в полушубке. 1919 г.
Слайд #15
Сапог было великое множество. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и «чирики» - туфли – галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чесаных носков. «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики, по казачьему обычаю заправит шаровары в белье шерстяные чулки, накинув на желтую куртку домотканый зипун, поедет в поле» (т.IV ч.VIII гл.VI).
Слайд #16
Головные уборы – фуражки и папахи. Казачья донская фуражка с темно – синим верхом, красным околышем, черным козырьком носилась сдвинутой на правую сторону, а слева выступал традиционный казачий чуб. В период первой мировой войны фуражки стали делать защитного цвета.
Слайд #17
Украшения Глава семьи Мелеховых «Под уклоном сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу…»
Слайд #18
Серьги (у мужчин) означали роль и место казака в роду. Так, единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него, наследников по мужской линии, носил серьгу в правом ухе. Две серьги - единственный ребенок у родителей. Кроме символического, сакрального значения языческого древнего оберега серьги играли и утилитарную роль. Командир при равнении налево и направо, видел кого следует в бою поберечь.
Слайд #19
Награды К началу XIX века обычай награждать оружием и ценными подарками сменяет иная, уже сложившаяся к этому времени российская наградная система. В 1807 году учреждается Знак Отличия Военного Ордена св. Георгия для награждения солдат и матросов. Это был серебряный крест без эмали, носившийся на георгиевской черно-желтой ленте на груди. Правила гласили: «Он приобретается только в поле сражения, при обороне крепостей и в битвах морских».
Слайд #20
(Григорий) «Он вспомнил те недели, которые провел на хуторе татарском внимательно, почти заискивающее отношение к семье, почет, с каким встречали хуторные первого Георгиевского кавалера с нескрываемым восхищением разглядывали бравую чуть сутуловатую фигуру в шинели с приколотым на полосатой ленточке крестом» (т. II, ч. IV, глава IV). 90-летний казак. Фото И. В. Болдырева.
Слайд #21
История женского костюма Женщины долго сохраняли одежду тех мест, откуда они пришли. На Дону существовало несколько различных комплектов одежды: с кубелеком, поневой, сарафаном и сукманом. Верхнее платье – кубелек напоминало по форме и названию татарское платье – камзол. Наибольшее распространение такой наряд получил в XVII–XVIIIв.
Слайд #22
Одежда с поневой, сарафаном и сукманом бытовала обычно в верховьях Дона. В основном это была русская одежда. Красную поневу (юбку) из трех полотнищ казачки носили с рубахой.
Слайд #23
Сукман – верхняя одежда замужних казачек. Шился из домотканой синей шерстяной материи. Отличался очень короткими узкими рукавами. Спереди от ворота шел короткий прямой разрез на медных пуговицах.
Слайд #24
Традиционным зимним нарядом казачек считалась донская шуба. Она шилась из меха лисы, куницы, а сверху покрывалась парчой или бархатом. Ее длина доходила до пят. Зимняя одежда девицы и женщины Войска Донского, 1830г.
Слайд #25
Костюм казачки в конце XIX– начале XX века. Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру и с небольшой баской. Такие кофточки назывались «кирассой». «Наталья была одна в горнице. Она принарядилась, как на праздник. На ней ловко сидели синяя шерстяная юбка и поплиновая голубенькая кофточка с прошивкой на груди и кружевными манжетами» (т.IV, ч.VII, гл.VIII).
Слайд #26
Во второй половине XIX века особой популярностью пользуются павло – посадские платки и шали. Все женщины носили головные уборы. «Закутанная в черный ковровый платок, Лукинична переступила порог. Мелко шагая, не поздоровавшись, она просеменила к Наталье, стоявшей у кухонной лавки, и упала перед ней на колени» (т.III, ч.III, гл.VIII). Костюм донской казачки, начало XXв.
Слайд #27
Работая в поле или на огороде, казачки на голову всегда надевали белые косынки, которые служили для защиты от солнца. Манера казачек закрывать лицо от загара.
Слайд #28
Старинная донская шуба, несколько видоизмененная, дошла до XX и даже получила широкое распространение. «В задке пароконных саней, привалившись спиной к седлам, полулежал Григорий. Рядом с ним сидела Аксинья, закутанная в донскую, опушенную поречьем шубу. Из под белого пухового платка блестели, радостно искрясь её черные глаза» (т. IV , ч. VIII , гл. XXVI). Донская казачка в донской шубе и павлопосадской шали, начало XXв.
Слайд #29
В начале XX века в моду у молодых женщин вошла «шлычка на шиш», которая надевалась на пучок волос и прикалывалась блестящей шпилькой. «Ветер трепал на Аксинье юбку, перебирал на смуглой шее мелкие пушистые завитки. На тяжелом узле волос пламенела расшитая цветным шелком шлычка, розовая рубаха, заправленная в юбку, не морщинясь, обхватывала крутую спину и налитые плечи». Колпаки донских казачек, XIXв.
Слайд #30
Одежда казаков-некрасовцев Обособленность казаков-некрасовцев, которые после разгрома Булавинского восстания на Дону в 1708г., спасаясь от истребления, бежали на Кубань, подвластную Турции, способствовала тому, что у них сложилась своя очень колоритная и оригинальная одежда.
Слайд #31
Костюмы казаков-некрасовцев Рогатая кичка Казачки-некрасовки В костюмах некрасовцев можно увидеть характерные черты донской, русской, украинской, татарской, кавказской одежды. Некоторые казаки, возвратившись в 1912г. В Россию, приняли участие в бурных событиях тех дней, подтверждение чего мы находим в романе.
Слайд #32
Семья-некрасовцев
Слайд #33
В начале XX века под влиянием европейского костюма изменилась одежда жителей Дона.
Слайд #34
Выводы: Одежда любого народа – это элемент материальной культуры. Она представляет интерес для историков, этнографов и служит живым уроком истории, в котором черпают знания и вдохновение творческие люди. В романе М.А.Шолохова дается точное описание одежды, характерной тому времени, которое отражено в произведении. Поэтому читатели «Тихого Дона» получают достоверное представление о костюме конца XIX – начала XX века жителей Дона.