Особенности русского романтизма первой половины XIX века
Читать

Особенности русского романтизма первой половины XIX века

Презентация на тему Особенности русского романтизма первой половины XIX века к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

От дружной ветки отлучённый, Скажи, листок уединённый, Куда летишь: «Не знаю сам; Гроза разбила дуб родимый; С тех пор по долу, по горам, По воле случая носимый, Стремлюсь, куда велит мне рок, Куда на свете всё стремится, Куда и лист лавровый мчится, И лёгкий розовый листок. «Листок» Василий Андреевич Жуковский

Слайд #2

Тема исследования: Особенности русского романтизма первой половины XIX века Цель исследования: определить характерные черты русского романтизма первой половины XIX века в русской культуре Задачи: проследить начало и развитие романтизма в русской культуре: литература, живопись Опираясь на источники и наблюдения, а также на промежуточные выводы, сделать окончательный вывод о содержании русского романтизма, его характерных чертах и влиянии на дальнейшее развитие русской культуры

Слайд #3

– особый вид мировоззрения, одновременно – художественное направление, сложившееся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление в искусстве и литературе большинства стран Европы, в том числе и России

Слайд #4

Памятник М.И.Кутузову. Скульптор Б.И.Орловский Архитектор В.П.Стасов. 1829-1837 Главными событиями русской истории начала 19 века явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в 1825 г., оказавшие огромное влияние на весь ход художественного развития России и определившее круг вопросов и тем и вопросов, волновавших русских романтиков. Памятник М.Б.Барклаю-Де-Толли. Скульптор Б.И.Орловский, Архитектор В.П.Стасов. 1829-1837

Слайд #5

Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать своё отношение к действительности, создать свой образ мира, часто по принципу контраста с реальной жизнью, чтобы через этот вымысел и контраст донести до читателя и СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, мучительный поиск идеала ПРОТИВОПОСТАВЛЕНО в романтизме реальному миру, обыденности, серости и скуке.

Слайд #6

Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землёй, И лучших дней воспоминанья Пред ним теснилися толпой; Тех дней, когда в жилище света Блистал он, чистый херувим, Когда бегущая комета Улыбкой ласковой привета Любила поменяться с ним, Когда сквозь вечные туманы, Познанья жадный, он следил Кочующие караваны В пространстве брошенных светил; Когда он верил и любил, Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… и всего Припомнить не имел он силы! Давно отверженный блуждал В пустыне мира без приюта: Вослед за веком век бежал, Как за минутою минута, Однообразной чередой. Ничтожной властвуя землёй, Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему Он не встречал сопротивленья – И зло наскучило ему. Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэма «Демон»

Слайд #7

История Тамары в поэме Лермонтова «Демон» подчинена главной задаче – воссоздать «дух беспокойный», дух демона, передать в космических образах трагедию современного человека, и, наконец, отношение самого поэта к действительности: …Где не умеют без боязни Ни ненавидеть, ни любить… ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты ярко выражен в авторской позиции. Ярко, глубоко, напротив, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник мыслящему, страдающему существу нет места. Герой сам обрекает себя на вечное изгнание, вечную непонятость. В поэме «Демон» главный герой признаётся: Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала, Чей образ видела во сне. Я тот, чей взор надежду губит; Я тот, кого никто не любит; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы…

Слайд #8

Поэма 1839 года «Мцыри» - одно из главных произведений Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, с природой, темой Земли и Неба. Мцыри – монах-послушник – яркий символ романтического героя. Он вступает в конфликт с окружающей средой. Перед читателем - могучая личность, бросающая вызов. Действие разворачивается на Кавказе среди вольной и могучей природы, родственной душе героя, который ценит свободу превыше всего, не принимает жизнь «вполсилы»: …Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог… Свобода для юноши – высшее благо,и три дня на воле стали истинной жизнью: Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трёх блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей. Любовь к свободе так велика, что герой предпочитает смерть жизни в заточении, пусть добровольном: Меня могила не страшит, Там, говорят, страданье спит В холодной вечной тишине…

Слайд #9

Романтизм связана с обновлением жанров ( в отличие от эпохи классицизма и сентиментализма). Происходит формирование: Исторического романа Лиро-эпической поэмы Фантастической повести Бурное развитие лирики Особенности русского романтизма: Мотив вольнолюбия и борьбы Усиленное социальное звучание и психологическая напряжённость Активное развитие лирики Истоки русского романтизма: Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллер,Гофман), английского и французского романтизма (Байрон, Шатобриан) Мистицизм, философия, противопоставление «дневного» и «ночного» мира, разлад личности и общества, проблема «сильной личности» и «естественного человека»

Слайд #10

Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино, - печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать; И ведаю, мне будут наслажденья Меж горестей, забот и треволненья: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь, И может быть - на мой закат печальный Блеснет любовь улыбкою прощальной. А.С. Пушкин. Элегия Предельная откровенность, «исповедь сердца», страдание, мечтательность, мысли о неизбежности ухода в другой мир, одиночество, трагизм существования – всё это характеризует лирику поэтов-романтиков первой половины XIX века Обратим внимание: именно у Пушкина лирический герой всегда полон жизненного оптимизма – он верит, что его на склоне лет ещё посетит любовь и творческое вдохновенье.

Слайд #11

Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в «Воспоминаниях» (1815 году). В это время произошел в Батюшкове поворот в сторону пессимизма и разочарования жизнью, от которого Константин Николаевич Батюшков искал убежища в религиозном чувстве. Мой гений О память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальной. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенной Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон.

Слайд #12

СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Русский романтизм, это, конечно, в первую очередь, лирика: любовная, гражданская, вольнолюбивая. Лирический жанр как никакой другой позволял выразить то настроение, которое было порождено противоречием между мечтой и реальностью, полётом, устремлённостью к светлому идеалу и повседневностью, скукой. Русский романтизм – это ранняя лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, стихотворения К. Батюшкова и Д. Давыдова, баллады В.А. Жуковского, Русский романтизм: действительно получает широкое распространение и оказывает заметное влияние не только на русскую культуру. Он входит в историю мировой культуры как «золотой век» русской поэзии Истоком послужила Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, 1825 года Поэт-романтик отстаивает СВОЙ ИДЕАЛ и СВОЁ НЕПРИЯТИЕ ОТРИЦАЕМОГО МИРА Лирика романтизма это - ПРОТЕСТ против мелочности и пошлости, бездуховности и пустоты. Ярко, глубоко, звучит тема одиночества, вечного изгнанничества, так как в мире, который отрицает художник, мыслящему, страдающему существу нет места. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах

Слайд #13

Рассмотрим, как проявляются черты романтизма в живописи. А.К. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста. 1850 г. Перед нами необычный пейзаж: видно, что собирается гроза: и громоздящиеся зловещие тучи ( цвет от бело-жёлтого до серо-чёрного) , и гнущиеся под порывами ветра деревья и кусты ( цвет тёмно-зелёный), и цвет земли ( от тёмно-зелёного до светло-жёлтого) – всё цветовое решение построено на контрасте. Фигура женщины, чья одежда подхвачена ветром. Всё- выражение необычности. Вспомним: романтизм – изображение исключительного.

Слайд #14

Когда смотришь на портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782—1836), то кажется, что видишь свободных людей: так ясен их взгляд, так непринужденны их позы. Никому из его современников не удалось так выразить это ощущение нового человека. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке. 1819 г Совсем не зная истории России, только по этим портретам можно сказать, что в стране наступила новая эра. В лицах есть несомненное чувство независимости, даже личной свободы Портрет А.А. Челищева. 1808- 1809 гг Портрет полковника Е.В. Давыдова. 1809 г В отвлеченности этих аллегорических сочинений и весельи вакхических сцен есть стремление подняться над обыденной жизнью, сотворить образы особой, внебытовой, чистой красоты.

Слайд #15

Портрет А.С. Пушкина. 1827 год Портрет В.А. Жуковского 1819 год Портрет В. А. Жуковского имеет меланхолическое выражение. Поэт представлен в задумчивости; местоположение дико и мрачно; на небе ночь, и в облаках виден отсвет луны»

Слайд #16

Портрет В. А. Жуковского во многом выражает собой стилистику эпохи романтизма. Мотивы меланхолического мечтания вблизи руин, слияния с бурными стихиями природы близки темам творчества самого Жуковского. Теплые, красноватые тона лица даны через энергичное сопоставление света и тени. Мечтательное лицо молодого поэта многозначительно оттеняется грозовыми сине-серыми тучами, закрывающими небо, и сумрачным пейзажем, где вдали темнеют развалины замка. Портрет Пушкина Сам поэт высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.

Слайд #17

Проведённое исследование по теме Особенности русского романтизма первой половины XIX века Позволяет сделать окончательный вывод: Русский романтизм, имея сходные с европейским общие черты, отличается национальным своеобразием: Особый интерес к внутреннему миру человека, глубокий психологизм Мучительный поиск идеала Противопоставление жажды борьбы, неуспокоенности, стремление к возвышенному серой действительности, скуке и однообразию Протест против пошлости, бездуховности Русский романтизм дал мировой культуре беспримерные, нетленные образцы высокого искусства. Результаты данного исследования могут быть использованы на уроках литературы при изучении русской литературы, истории и культуры первой половины XIX века