Графические способы представления учебной информации
Презентация на тему Графические способы представления учебной информации к уроку по информатике
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Босова Людмила Леонидовна akulll@mail.ru Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #2
Графические схемы как инструмент работы с информацией Типы графических схем: кластер; денотатный граф; причинная карта; карта памяти (интеллект-карта) Место графических схем на уроке Примеры схем-опорных конспектов * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #3
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #4
развития наглядно-образного мышления; формирования навыков работы с графической информацией; фиксации внимания при усвоении учебного материала; развития познавательного интереса; активизации учебно-познавательной деятельности; конкретизации изучаемых вопросов; наглядной систематизации и классификации * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #5
Лавинообразный рост информации требует от человека навыков работы с книгой, справочной и другой литературой, с цифровыми информационными источниками, с распределенным информационным ресурсом сети Интернет. Эффективная работа с большими информационными объемами требует развития мыслительных умений высокого уровня, включающих: умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное и отбрасывая второстепенное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.; умение построения рассказа, ответа, речи, аргументирования; умение формулирования выводов, умозаключений; умение построения плана действий, самостоятельного принятия решения и т.д. Мощным визуальным инструментом развития перечисленных умений и навыков являются разнообразные графические схемы - разновидность информационных моделей, навыки построения и исследования которых в наши дни относятся к разряду общеучебных и систематически формируются на уроках информатики и ИКТ. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #6
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» – гроздь, скопление. При построении кластера в центральном овале располагают ключевое понятие; в овалах второго уровня – понятия, раскрывающие смысл ключевого; в овалах третьего уровня идет детализация понятий, упомянутых на предыдущем уровне. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #7
Внесите недостающие надписи в схему. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #8
Проанализируйте текст, выделите в нем ключевые слова и постройте кластер, визуализирующий основные положения изучаемого материала. Персональный компьютер является частью системы «человек – компьютер». Средства, обеспечивающие взаимосвязь между объектами этой системы, называют интерфейсом. Различают аппаратный, программный, аппаратно-программный и пользовательский интерфейс. Аппаратный интерфейс — взаимодействие между устройствами компьютера; обеспечивается производителями этого оборудования. Программный интерфейс — взаимодействие (совместимость) программ между собой, а также программного обеспечения и информационных ресурсов; обеспечивается разработчиками программного обеспечения. Аппаратно-программный и пользовательский интерфейс обеспечивается операционной системой компьютера. Аппаратно-программный интерфейс — взаимодействие аппаратного и программного обеспечения компьютера. Пользовательский интерфейс — взаимодействие человека и компьютера. Пользовательский интерфейс на основе меню предлагает возможность выбора управляющей команды из меню (списка команд). В графическом интерфейсе компьютерные объекты представляются небольшими рисунками (значками). Нужный значок выбирают с помощью мыши. Кроме значков используются также тексты (для подсказок) и меню (для выбора команд). Трехмерный интерфейс позволяет осуществлять навигацию в трехмерном компьютерном пространстве. Указав мышью на дверь виртуального музея, можно в него войти. В виртуальном зале можно оглядеться, подойти к любой картине и рассмотреть ее более подробно. Такой интерфейс имитирует реальный мир. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #9
1. Какое понятие в представленном фрагменте является самым главным, ключевым? (Интерфейс.) 2. Как располагают ключевое понятие? (Ключевое понятие располагают в центральном овале.) 3. Какие понятия раскрывают смысл ключевого понятия? (Это понятия: аппаратный интерфейс, программный интерфейс, аппаратно-программный интерфейс, пользовательский интерфейс.) 4. Как эти понятия мы разместим на схеме? (Понятия, раскрывающие смысл ключевого, следует размещать в овалах второго уровня.) 5. Какое из понятий второго уровня детализировано в данном фрагменте? (Пользовательский интерфейс.) 6. Как мы на схеме отразим детализацию понятия «пользовательский интерфейс»? (Соответствующую информацию разместим в овалах третьего уровня.) * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #10
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #11
Денотатный граф (от лат. denoto — обозначаю) — очень эффективный способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Правила построения: Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение от понятия к его существенным признакам. Это могут быть самые разнообразные глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение понятия. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более полного раскрытия ключевого понятия. Следите за чередованием имени (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи) и глагола. Проверяйте каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных ошибок, несоответствий и противоречий. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #12
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #13
Причинная карта (причинно-следственная диаграмма или диаграмма Исикавы) – графическое изображением, помогающее идентифицировать и наглядно представить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. Анализируемую проблему помещают на правом конце горизонтального отрезка (голова рыбы). Основные группы причин распределяют как рыбий скелет. К каждой первичной причине подводят линии (стрелки) второго порядка, к которым, в свою очередь можно подвести линии третьего порядка и т. д. Каждая из линий, нанесенная на схему, должна представлять собой в зависимости от ее положения либо причину, либо следствие: предыдущая линия по отношению к последующей всегда выступает как причина, а последующая как следствие. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #14
В общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов: материал (material), оборудование (machine), измерение (measurement), метод (method), люди (man), менеджмент (management). * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #15
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #16
Карта памяти, интеллект-карта или ментальная карта (Mind maps) – это технология изображения информации в графическом виде, отражающая связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими предметной области, которую мы изучаем (рассматриваем). Нет строгих правил построения интеллект-карт, как нет и неправильных карт. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #17
Основная идея: каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе как объект (узел), от которого расходятся во все стороны многочисленные ниточки-связи, ведущие к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям). Мозг – хранилище информации – выглядит как огромная система таких объектов и связей между ними, а мышление можно себе представить, как электрический ток, бегущий по связующим ниточкам, будто по проводам, от одного объекта к другому. Мышление «разбегается» от центрального объекта в разные стороны. Своеобразной моделью такого процесса и является карта памяти. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #18
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #19
групповая работа (коллективное творчество, мозговой штурм); конспектирование или аннотирование текстовых материалов; обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций; планирование; принятие решений. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #20
Графические схемы: позволяют представить тему целиком, наглядно и понятно, что обеспечивает повышение мотивация учащихся; обеспечивают скорость, точность и прочность восприятия, запоминания и переработки информации учащимся, что служит основой для генерации идей и принятия решений. Учитель может: использовать готовые графические схемы (в учебниках или на плакатах); заранее готовить к уроку собственные графические схемы (презентации, опорные конспекты); строить графические схемы непосредственно на уроке по ходу изложения материала; организовать разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся по использованию готовых и созданию (под руководством учителя и самостоятельно) собственных графических схем. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #21
при изложении нового материала; для осмысления и закрепления изучаемого материала; при обобщении и систематизации изученного материала; на этапе контроля знаний, умений и навыков, присвоенных учеником. * Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #22
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #23
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах

Слайд #24
* Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах Босова Л.Л. Методика преподавания информатики в 5-7 классах
