Формирование политической науки: развитие политических знаний
Читать

Формирование политической науки: развитие политических знаний

Презентация на тему Формирование политической науки: развитие политических знаний к уроку Истории

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Формирование политической науки: развитие политических знаний

Слайд #2

Дошедшие до нас источники культуры Древнего Востока (Египта, Вавилона, Индии, Китая) сохранили фрагментарные суждения об устройстве государства, искусстве правления. Существовавшие тогда представления об общественном порядке исходили из тезиса о божественном характере власти и государства. Политическая мысль Востока.

Слайд #3

Древний Китай.

Слайд #4

Одним из влиятельных политических учении Древнего Китая было конфуцианство. Его основателем был Конфуций (551 - 479 до н. э.).

Слайд #5

Политическое учение Конфуция исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, в частности, на такие этические понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие». Эти понятия составляют «правильный путь» (дао), которому должен следовать каждый. «Благородные мужи» (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Государство, по Конфуцию, представляет собой большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья.

Слайд #6

Противоположную систему организации государства предлагали легисты (законники). Основателем легизма был Шан Ян (400 – 338 до н. э.).

Слайд #7

Легисты стремились достичь гармонии и счастья в государстве с помощью законов, т. е. строгих регламентов, за невыполнение которых следуют суровые наказания. Идеалом легистов был правитель - деспот, управляющий с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только таким образом, считали они, можно воспитать истинную добродетель.

Слайд #8

Древняя Индия.

Слайд #9

Исходным положением политической мысли в Древней Индии было утверждение о том, что люди несовершенны и эгоистичны, они не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). О том, как заставить людей выполнять свои обязанности, пытались ответить авторы «Артхашастры» - трактатов о природе и честном исполнении людьми своего долга, о мудром правителе, который может заставить их исполнять свои обязанности, поощряя правильные действия и наказывая за неповиновение власти. Власть в государстве должна быть сильной, чтобы приобретать новые территории и приумножать богатство.

Слайд #10

Политические идеи Древней Греции и Рима.

Слайд #11

Платон (Греция). «Государство» «Политик» «Законы»

Слайд #12

Аристотель (Греция). «Политика».

Слайд #13

Марк Туллий Цицерон «О государстве» «О законах»

Слайд #14

Каковы на ваш взгляд, достоинства и недостатки в понимании природы и устройства государства у греческого философа Демокрита? Вот что он писал: «Дела государственные надо считать более важными, чем все остальные; каждый должен стараться, чтобы государство было благоустроено, не добиваться больших почестей, чем ему полагается, и не захватывая большей власти, чем это полезно для общего дела. Ибо государство, идущее по вечному пути, - величайшая опора. И в этом заключается все: когда оно в благополучии, все в благополучии, когда оно гибнет, все гибнет.»

Слайд #15

Христианское политическое учение.

Слайд #16

Аврелий Августин «О граде Божьем»

Слайд #17

Аврелий Августин, изложил основы христианского политического учения. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий» составляли праведники и ангелы, высшим выражением чего является церковь. «Град земной» состоял из грешников и дьяволов. Естественное спасение человека – в приобщении к Богу, к христианской добродетели.

Слайд #18

Фома Аквинский Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной власти.

Слайд #19

Политология как практическая наука. Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли, именно он в своей работе «Государь» первым сформулировал предмет и метод политологии.

Слайд #20

Его вклад в политическую науку заключается в следующем. А) Н. Макиавелли доказал самостоятельность политической сферы, ее относительную самостоятельность от других областей жизни общества (экономики, культуры и т. д.).Именно власть во всех ее проявлениях и служит предметом политической науки. Б)Он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый идеальный мир. В) Н.Макиавелли различал понятия»общество» и «государство», рассматривая государство как политическую форму организации общества.

Слайд #21

Формы государства сменяют друг друга, отражая тем самым состояние общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государств, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия) и три – как «хорошие сами по себе» (монархия, аристократия, демократия).Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность. Это происходит потому, что природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая перерастает в охлократию (власть толпы).

Слайд #22

Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную, т.е. умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии ( мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении).

Слайд #23

Политические теории нового времени (XVI-XIX вв.)были направлены на объяснение возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равноправия. Исходя из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь и свободное развитие, на труд, на участие в делах общества и государства, мыслители нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших в тот период феодальных политических порядков и учреждений. Выводы политической науки той эпохи больше приобрели практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем. Политические учения нового времени.

Слайд #24

Одной из основных политических идей нового времени была идея договорного характера государства.

Слайд #25

Используя текст «Политическая мысль нового времени» заполните таблицу.

Слайд #26

Основные проблемы Т. Гоббс Дж, Локк Ж.Ж. Руссо Характеристика естественного состоя- ния. 2. Причины перехода к государству. 3. Полномочия государства и права населения.

Слайд #27

Вопросы для закрепления. - В чем смысл договорной теории государства? Какие причины повлияли на то, что на смену идее о божественном характер государства пришла теория «общественного договора»? - В чем различия взглядов Т.Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо на сущность государства? Чьи выводы прошли проверку временем и оказались более реальными?