Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака
Презентация на тему Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Образы музыкальных инструментов в поэзии Б.Пастернака.
Слайд #2
Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый) Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах. Музыка среди символистов считалась высшей формой искусства и «первоосновой бытия».(А.Белый) Весь спектр внутренних чувств, эмоций, воспоминаний художника-лирика передавался в музыкальных символах.
Слайд #3
В начале была музыка. Музыка есть сущность мира. Мир растет в упругих ритмах.(А.Блок) В отличие от Блока, который не обладал слухом, Пастернак был одарен композиторским даром. Но именно поэзия Блока оказалась наиболее близкой Пастернаку по духу и тематике. Б.Л.Пастернак А.А.Блок
Слайд #4
Символами поэзии Пастернака становятся музыкальные инструменты: колокол лира рояль орган
Слайд #5
Звук колокола – благовест – открывает книгу стихов Пастернака «Начальная пора» и проходит через все его творчество как призыв к возрождению и весне. Достать пролетку за шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
Слайд #6
Другим музыкальным инструментом у Пастернака становится символическая лира. Когда за лиры лабиринт Поэты взор вперят, Налево развернется Инд, Правей пойдет Евфрат. А посреди меж сим и тем Со страшной простотой Легенде ведомый Эдем Взовьет свой ствольный строй.
Слайд #7
Идея закрученного лабиринта, получающая воплощение либо в ракушке, либо в метели «завитой, как улитка, зимы»становится постоянной у поэта при передаче зарождения звука. ЗИМА. Прижимаюсь щекою к воронке Завитой, как улитка, зимы. «По местам, кто не хочет – к сторонке!» Шумы-шорохи, гром кутерьмы. Это раковины ли гуденье? Пересуды ли комнат – тихонь? Со своей ли поссорившись тенью, Громыхает заслонкой огонь?
Слайд #8
Дом высился, как каланча. По тесной лестнице угольной Несли рояль два силача, Как колокол на колокольню. Они тащили вверх рояль Над ширью городского моря, Как с заповедями скрижаль На каменное плоскогорье. В стихотворении «Музыка»обратим внимание на необычное вознесение любимого инструмента Пастернака – рояля. Герой стихотворения, «жилец шестого этажа», чувствует себя Богом, а затем играет на этом рояле, играет свою пьесу. Жилец шестого этажа На землю посмотрел с балкона, Как бы ее в руках держа И ею властвуя законно. Вернувшись внутрь, он заиграл Не чью-нибудь чужую пьесу, Но собственную мысль, хорал, Гуденье мессы, шелест леса.
Слайд #9
Музыка для Пастернака выше любви женщины. Стоял рояль на сцене и дрожал, И бились в нём безумные аккорды. И вдохновенно зал рукоплескал Его величью и осанке гордой. И звуки клавиш улетали вдаль, И разлетались по большому залу. И замер зал, когда играл рояль , А руки музыканта вверх взлетали. А клавиши сверкали белизной И опускались в чёрные объятья, Как будто их , несчастных, бил озноб, Невест в прекрасных подвенечных платьях. А за окном уж, догорал закат, И зал был полон, чувствами богатый, И звуки плыли ,как за ратью рать, Идут в поход в последний бой солдаты Играл рояль... Безумствовал рояль....
Слайд #10
ВСЯ ПРИРОДА ЯВЛЯЕТСЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ МУЗЫКАЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.
Слайд #11
Звук в мире поэта всегда синтезируется в вышине, а затем отражается в пространстве земли и воды, поэтому у него все поет и звучит.