КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ
Читать

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ

Презентация на тему КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

КОРОЛЕНКО ВЛАДИМИР ГАЛАКТИОНОВИЧ (1853-1921) Биография и творческий путь.

Слайд #2

Родился 15 июля 1853 года в Житомире; В главных чертах обрисовал своего отца в полуавтобиографической повести «В дурном обществе», в образе идеально-честного "пана-судьи", и более подробно - в «Истории моего современника»; Детство и отрочество Короленко протекли в маленьких городках, где сталкиваются три народности: польская, украинско-русская и еврейская; В художественной манере писателя гармонично слились лучшие стороны обеих национальностей: польская колоритность и романтичность, и украинско-русская задушевность и поэтичность; К природным качествам пришли на помощь альтруистические течения русской общественной мысли 70-х годов; Все эти элементы создали художника с высоко-поэтическими настроениями, с всепроникающей и всепобеждающей гуманностью.

Слайд #3

В 1870 году Короленко окончил курс в ровенском реальном училище; Когда в 1871 году Короленко поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, ему пришлось вынести самую тяжелую нужду; В 1872 году благодаря стараниям энергичной матери, ему удалось перебраться в Москву и поступить стипендиатом в Петровско-Разумовскую земледельческую академию; В 1874 году, за подачу от имени товарищей коллективного прошения, он был исключен из академии; После нескольких лет ссылки в Вятской губернии, он в начале 80-х годов был поселен в Восточной Сибири, в 300 верст за Якутском; Сибирь произвела на него огромное впечатление и дала материал для лучших его очерков: "Сон Макара", "Записки сибирского туриста", "Соколинец", "В подследственном отделении», «Убивец», «Государевы ямщики»;

Слайд #4

Верный основному складу своей творческой души - любви к яркому и возвышенному, автор почти не останавливается на будничных сторонах сибирского быта, а берет его по преимуществу в его наиболее величавых и настраивающих на высокой лад проявлениях; В верхневолжской жизни писателя мало романтического, но много беспомощности, горя и невежества - и это нашло свое отражение в рассказах Короленко: "На солнечном затмении", "За иконой", "Река играет", в полуэтнографических "Павловских очерках" и особенно в очерках, составивших целую книгу "В голодный год" (Санкт-Петербург, 1893); В Нижнем Новгороде Короленко стал своего рода "учреждением"; около него сгруппировались лучшие элементы края для культурной борьбы с злоупотреблениями всякого рода; К числу самых блестящих эпизодов нижегородского периода жизни Короленко принадлежит так называемое "Мултанское дело", когда, благодаря замечательной энергии Короленко и искусно проведенной защите, были спасены от каторги обвинявшиеся в ритуальном убийстве вотяки;

Слайд #5

В 1894 году Короленко ездил в Англию и Америку и часть своих впечатлений выразил в очень оригинальной повести «Без языка» («Русское Богатство», 1895), несколько сбивающейся на анекдот, но в общем написанной блестяще и с чисто диккенсовским юмором; С 1895 года Короленко - член редакции и официальный представитель «Русского Богатства» - журнала, к которому он теперь примкнул окончательно; раньше его произведения чаще всего печатались в «Русской Мысли»; С 1900 года Короленко поселился в Полтаве; Блестящее место в литературном формуляре Короленко занимает обширная публицистическая деятельность - его многочисленные газетные и журнальные статьи, посвященные разным жгучим злобам текущего дня; За статью «Господа присяжные заседатели» Короленко привлечен к суду. Процесс был отложен из-за болезни Короленко, а затем и вовсе не состоялся из-за революции 1917г. По требованию врачей он уезжает лечиться за границу. С февраля 1914 по май 1915 г. живет в Тулузе;

Слайд #6

В июле 1913 года широко отмечалось 60-летие со дня рождения Короленко. Русская пресса называла писателя «солнцем русской литературы». Иван Алексеевич Бунин на вопрос корреспондента, что он думает о Короленко, ответил, что он, Бунин, может спокойно жить, потому что в России есть Владимир Галактионович Короленко — «живая совесть русского народа»; Короленко не принял красный террор, называя его «излишней жестокостью». Он доказывал, что постепенный переход к демократии скорее достигнет желанной цели, чем беспощадная борьба классов. С присущей ему откровенностью и бесстрашием Владимир Галактионович это своё мнение высказывал в украинской (в России все печатные издания были национализированы) и зарубежной прессе, чем привлёк внимание Ленина; Годы Гражданской войны были очень тяжелыми на Украине, где власти менялись чуть ли не каждый день. Короленко постоянно можно было встретить то в контрразведке, то в ревтрибунале, куда он обращался с ходатайствами, пытаясь сделать всё возможное, чтобы спасти людей от грозившей им участи;

Слайд #7

Не обращая внимания на резкое ухудшение здоровья, Короленко продолжал усиленно работать над автобиографическим романом «История моего современника», начатым ещё двадцать лет назад; К сожалению, «История моего современника», как и многие произведения писателя, осталась незаконченной. Последнюю главу романа Короленко начал писать за два дня до смерти; Как он сам говорил в конце жизни, не жалеет, что уходил с художественной тропы на дорогу публициста или на путь непосредственной помощи, была ли это работа в помощь голодающим или борьба против смертных приговоров; Умер Владимир Галактионович Короленко 25 декабря 1921 года. Ему было шестьдесят восемь лет; Критик А. Горнфельд, многие годы работавший с Короленко, писал: «О лучшем произведении Короленко едва ли возможны споры. Лучшее его произведение не «Сон Макара», не «Мороз», не «Без языка»: лучшее его произведение — он сам, его жизнь, его существо. Лучшее — не потому, что моральное, привлекательное, поучительное, но потому, что самое художественное».

Слайд #8

Произведение Дата создания и 1-я публикация Тема Рассказ «Эпизоды из жизни искателя» 1879, ж-л «Слово» Историческое свидетельство нравственного подъема, охватившего русскую молодежь 70-х годов, отражение народных взглядов Рассказы «Ненастоящий город» и «Временные обитатели подследственного отделения» 1880, ж-л «Слово» Отдых писателя от народной иллюзии, чему способствовало непосредственное знакомство с народом в период ссылок Рассказ «Чудная» (вышел под названием «Командировка») 1880, вышел в России 1905, за границей в 1893 Подчеркнута моральная сила умирающей революционерки Сибирские рассказы: «Сон Макара», «Соколинец», «Убивец» 1881, в 1884 отдает «Сон Макара» / ж-л «Русская мысль» Изображение сильных людей, ищущих «белого света и вольной воли», на фоне символически угрюмой и мрачной, угнетающей и враждебной человеку природы Рассказы «В дурном обществе», (в сокращении - «Дети подземелья») 1885 Изображение жизни обитателей подземелья, формирование характера и духовного роста Рассказ «Лес шумит» 1886 Трагическая судьба крепостных людей Повесть «Слепой музыкант» 1886, повесть при жизни автора выдержала 15 изданий Судьба слепого музыканта, который духовно прозрел через сближение с народом. Идея о том, что отсутствие свободы не может заставить человека смириться с участью раба. «Павловские очерки» 1890 Правдивая картина разорения кустарей, их полной зависимости от скупщиков-капиталистов

Слайд #9

Очерк «Река играет» 1892 Тема способности русского человека совершить подвиг, тема силы его души Рассказ «Парадокс»; очерки «Драка в доме», «В борьбе с диаволом». 1894 «Человек создан для счастья, как птица для полета» Рассказ «Без языка»; Рассказ «Фабрика смерти». 1895, ж-л «Русское богатство» Патриотизм, любовь к родине, мечты о свободе Очерк «Султанское жертвоприношение» 1895-1896 Защита крестьян-вотяков. Рассказ «Мгновение» 1900 Тема свободы Рассказы «Государевы ямщики», «Мороз», «Феодалы» 1901 Тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличение пережитков феодально-крепостнических порядков, затрагивается тема бесчеловечности буржуазного строя Рассказ «Нестрашное» 1903 Разоблачение буржуазной интеллигенции Автобиографическая повесть «История моего современника» 1905 (окончательное оформление), ж-лы «Современные записки», «Современность», «Русское богатство» Художественное воплощение биографии автора. Отражение эпохи. Жизненный путь молодого интеллигента-демократа. Отвержение пассивного народолюбия.