Михаил Васильевич Ломоносов
Читать

Михаил Васильевич Ломоносов

Презентация на тему Михаил Васильевич Ломоносов к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Михаил Васильевич Ломоносов «Петр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)

Слайд #2

Обучение грамоте. Грамоте Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.

Слайд #3

Грамматика Милентия Смотринского Арифметика Леонтия Магницкого

Слайд #4

Слайд #5

Страсть к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.

Слайд #6

После успешного окончания Славяно-греко-латинской Академии Ломоносов был направлен в Петербуржскую Императорскую Академию Наук

Слайд #7

Физическая химия Астрономия География Риторика Педагогика Литература

Слайд #8

М.В.Ломоносов со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов; подметив главные, основные элементы, он выделил их из хаотической смеси и поставил в те довольно стройные взаимоотношения, которые под его рукой получает наш литературный язык.

Слайд #9

Ломоносовская «Российская Грамматика» впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским, между речью разговорной и «славенщизной»; языку церковно-славянскому, языку «церковных книг» впервые противопоставляется язык русский, «гражданский», живой говор народа, или, как выражается Ломоносов, «простой российский язык», «слова простонародные», «обыкновенные российские».

Слайд #10

Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов — приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самых фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы. Вообще в принципе лингвистические приемы Ломоносова те же, которых наука держится и в настоящее время.

Слайд #11

Жанрово-стилевая реформа Героические поэмы,оды Сатиры, научные сочинения, стихотворные послания к друзьям Комедии, песни, басни, эпиграммы

Слайд #12

Сам Ломоносов отдавал предпочтение «высокому штилю». Его перу принадлежат 20 больших по объёму торжественных од.

Слайд #13

Вирши петровской эпохи О коль ве-ли-ю ра-дость// Аз есмь об-ре-тох// Ку-пи-дон Ве-не-ри-ну// Ми-лость при-не-сох Солн-це лу-чи сво-и// На мя спус-ти-ло// И злу пе-чаль// Во ра-дость мне об-ра ти-ло Силлабическое стихосложение. Равное число слогов в строке. Пауза в середине, Обязательное ударение на предпоследнем слоге. Рифма связывает смежные строки.

Слайд #14

Ах! Невозможно сердцу пробыть без печали, Хоть уже и глаза мои плакать перестали; Ибо сердечна друга не могу забыти, Без которого всегда принужден я быти… В.К.Тредиаковский. Ранняя редакция Переход к силлабо-тоническому (слогоударному) стихосложению

Слайд #15

М.В.Ломоносов Ночкой темною Покрылись небеса Все люди для покою Сомкнули уж глаза Внезапно постучали: У двери Купидон, Приятный перервался В начале самом сон. 1739 г. «Письма о правилах русского стихотворства.» Реформа распространена на все размеры; описано 30стихотворных размеров; открыт четырёхстопный ямб.

Слайд #16

Науки юношей питают, Отраду старым подают В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде. Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года.»

Слайд #17