Разговор с современником
Читать

Разговор с современником

Презентация на тему Разговор с современником к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

РАЗГОВОР С СОВРЕМЕННИКОМ.

Слайд #2

Художник,  композитор,  писатель  создают  свои  произведения  в  надежде на  то,  что  они  будут  интересны людям.  История  искусств  знает  много  примеров  обращения  художника  к  современникам  и  потомкам со страстным  призывом  к  благоразумию,  добру, справедливости.

Слайд #3

Великий  русский  иконописец  Андрей  Рублев  (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную икону  «Троица»,  слава  о  которой  гремит  по  всему  миру. Эта  икона  была  написана  Рублевым для  Троицкого собора  Троице-Сергиевой  Лавры  в  память  о  ее  великом  основателе  Сергии  Радонежском  и  в  похвалу  своему  учителю. 

Слайд #4

Эта  икона  была  написана  Рублевым  для  Троицкого собора  Троице - Сергиевой  Лавры  в  память  о  ее  великом  основателе  Сергии  Радонежском  и  в  похвалу  своему  учителю.  Именно  признательность  этому святому,  удивительно  цельному  и  преданному  своим  идеалам человеку,  заставила  художника  продолжить  в  искусстве  дело  жизни  преподобного  Сергия  — борьбу  за  единение  Руси,  которую  подвижник  вел мирным  средством —убеждением.  В  то  жестокое  время  Сергий  Радонежский  с  помощью  слова,  иносказания,  притчи  затрагивал  самые  сокровенные  чувства людей,  примирял  враждующих между  собой  князей, объединял  их,  предрекал  победу  над  общим  врагом. Его  любили  и  почитали  в  народе.

Слайд #5

В одном из залов Третьяковской галереи висит одна из самых известных и прославленных в мире икон — «Троица», написанная Андреем Рублевым в первой четверти XV века. Три ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Хрупки и невесомы контуры и складки их одеяний, чиста гармония голубых, васильковых, нежно-зеленых, золотисто-желтых красок. Кажется поначалу, что бесконечно далека эта икона от реальной жизни XV столетия с ее бурными страстями, политическими распрями, набегами врагов. Но так ли это?

Слайд #6

История создания величайшей иконы человечества примерно такова. Игумен Никон (ставший после Сергия Радонежского настоятелем Троице-Сергиевого монастыря) очень сокрушался, что вновь воздвигнутый белокаменный Троицкий собор не был украшен живописью. Предчувствуя скорую кончину свою и желая завершить убранство собора при жизни, Никон призвал для работы Андрея Рублева и Даниила Черного — прославленных живописцев, «изрядных вельми, всех превосходящих и в добродетели совершенных». Работа заключалась не только в том, чтобы расписать храм фресками. Кроме этого, надо было написать большое количество икон для высокого многоярусного иконостаса. Игумен Никон еще при жизни своей хотел не только видеть храм украшенным, но и написанной икону, которая должна была стать главным памятником «в похвалу Сергию Радонежскому». Троицкий собор

Слайд #7

Троица.1420-е. Яичная темпера. На  иконе  изображены  три ангела,  пришедшие,  согласно  ветхозаветному преданию,  к  старцу  Аврааму  и его  жене  Сарре  сообщить  им  о  том,  что  у  них  родится  долгожданный  сын.  Авраам  гостеприимно  усадил юношей  за  стол  под  знаменитым Мамврийским  дубом и  приготовил  им  угощение —  тельца,  голова  которого символически лежит в чаше посредине  стола, напоминающего  своей  формой  древний  жертвенник.

Слайд #8

В  центре  композиции  Бог  Сын,  печально  благословляющий  чашу  и  глядящий  так,  словно  видит  в ней, как в  зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой  тихо  и  сосредоточенно  наблюдают  эту  сцену. Круговая  композиция  объединяет фигуры. И  это  говорит о  том, что,  как ни  тяжела жертва,  которую  должен принести  Иисус  Христос,  они  идут  на  нее  ради  великой  цели —  спасения  людей.  Так  Андрей  Рублев  с  помощью  иносказания  призывает  князей  объединиться ради  великой  цели —  свободы  Родины. Религиозный  праздник  Святой  Троицы —  праздник торжества победы Бога над  злом — обращен к будущему.  Бог  указывал  человеку  свой  замысел  о  нем,  о  его пути. Весна,  лето,  вечный природный  круг  соединились  в этом празднике как  знак и  символ не  только природы, но  и  духовной  судьбы  самого  человечества  и  заповеданного  ему  совершенствования.

Слайд #9

«Троица» с момента своего создания была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений. Но судьба самого Андрея Рублева и многих его творений драматична и поначалу даже необъяснима. Смиренный инок, он всю жизнь свою посвятил созданию фресок и икон на религиозные сюжеты. Уважаемый и широко известный, еще при жизни названный «преподобным», через какое-то время он был забыт потомками, а многие творения его оказались утраченными. Даже в начале XX века некоторые специалисты не могли достоверно назвать ни одного его произведения. Осталось лишь имя, да и то знали его только любители древнерусского искусства. Даже в знаменитой энциклопедии Брокгауза и Ефрона, выходившей в 1890—1907 годы, не нашлось места хотя бы для простого упоминания об Андрее Рублеве. К. Худяков. Андрей Рублев: этюд к портрету-реконструкции.

Слайд #10

Новоспасский монастырь. Андрей Рублев. Памятник Андрею Рублеву во Владимире.

Слайд #11

• Какое  символическое  значение  имеет  композиция  иконы,  ее  колорит,  ритмическое  построение,  характер  линий?  Какой  знак  дает  понять,  что  эти  ангелы —  странники? • Какое историческое  событие могло послужить поводом  для  создания Андреем Рублевым иконы  «Троица»? • В  чем  заключается  историческая  миссия  Дмитрия  Донского  и  Сергия  Радонежского? • Какие  музыкальные  произведения  созвучны  образному  строю  иконы  Андрея  Рублева? • Какие  знаки-символы  раскрывают  смысл  праздника  Троицы? • Посмотрите  фрагменты  кинофильма  «Андрей  Рублев».  Как  трактует  режиссер  А. Тарковский символы  слияния  металла  и  огня,  небесного  и  земного? • Как  вы  понимаете  смысл  высказывания  режиссера  А. Тарковского:  «Предчувствие  перемен выразил  в  своем  творчестве  Рублев. Он  прозрел  утро  в  самый  темный  час  ночи.  В  этом  и  заключается  высшее  предназначение  художника».