Виртуальная экскурсия по усадьбе рода Пашковых село Ветошкино Нижегородской области
Презентация на тему Виртуальная экскурсия по усадьбе рода Пашковых село Ветошкино Нижегородской области к уроку по МХК
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Виртуальная экскурсия по усадьбе рода Пашковых село Ветошкино Нижегородской области
Слайд #2
Местонахождение усадьбы В селе Ветошкино Гагинского района Нижегородской области на правом берегу реки Пьяны находится усадьба помещика Пашкова - историко-архитектурный памятник всероссийского значения. Сегодня этот некогда роскошный дворец уже мало чем напоминает о своем былом величии. За время своего существования усадьба пережила и годы дворянского быта, и период работы здесь сельскохозяйственного техникума, разруху, и даже всепоглощающий пожар с бесконечным ожиданием реставрации. Этот край некогда был покрыт дремучими лесами, среди которых еще пробирались войска Ивана Грозного во время похода на Казань. Теперь ландшафт здешних мест коренным образом изменился - это в основном сельскохозяйственные угодья. Посетивший хотя бы один раз это место навсегда сохраняет его в памяти. Усадьба стоит на возвышенном месте, окруженном стройными рядами высоких сосен, посаженных местными жителями в начале двадцатого века между селом и бывшим поместьем. Сама усадьба живописно расположена в парке - дендрарии.
Слайд #3
Село Ветошкино известно с XVII века, а к Пашковым оно перешло во второй половине XVIII века, когда Александр Ильич Пашков (1734-1809) - небогатый, но очень расчётливый помещик села Верхнего Талызина Курмышского уезда Симбирской женился на богатой наследнице Дарье Ивановне Мясниковой (1735(40) - 1808) и разом стал владельцем земель на Южном Урале с рудниками и железоделательными заводами и обширных земель в Нижегородской губернии. Вероятно, история ветошкинской усадьбы и начинается с А.И. и Д.И. Пашковых.
Слайд #4
В 1803 г. большая часть нижегородских имений вместе с Ветошкином перешла к их сыну Василию Александровичу Пашкову (1759-1834), генерал-майору, члену Генерального совета, женатому на Екатерине Александровне Толстой (1768-1835). Супруги были знакомы Александру Сергеевичу Пушкину.
Слайд #5
В 1810-1819 годах в Ветошкине на средства В.А. Пашкова возводится храм Усекновения главы Иоанна Крестителя с приделом Архангела Михаила - замечательный памятник архитектуры эпохи классицизма. К западу от храма стояла четырехъярусная, завершающаяся шпилем колокольня (разобрана при советской власти). Западный фасад оформлен четырехколонным портиком тосканского ордера, где крайние колонны квадратного сечения, а средние - круглые в плане. Алтарная часть в виде четырехпилястрового портика. Стены здания выполнены в руст. Интерьер когда-то был украшен росписью в технике гризайли, имел резной иконостас.
Слайд #6
В церкви находилась древняя святыня - чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, принесенная из находившегося по соседству в 5 км к северо-западу упраздненного Троицкого монастыря. Богатством внутреннего убранства этот сельский храм не уступал храмам губернского города. Четырехстолпный храм в виде кубического четверика завершает полусферический купол на световом барабане с барочной главкой на тонкой шейке и легком барабане.
Слайд #7
Следующим владельцем Ветошкина стал сын В.А. и Е.А. Пашковых Александр Васильевич (1792-1868), герой Отечественной войны 1812 года, многократно награждённый высшими орденами за храбрость в сражениях Именно при А.В. Пашкове усадьба приняла окончательный облик. Во-первых, это роскошная северо-западная часть дворца, поднятая на высокий постамент-террасу. Если период постройки юго-восточной части дворца пока под вопросом, то время завершения строительства второй части здания - 1868 год - было увековечено на одной из стен. А.С. Пушкин мог встречаться с Пашковыми на земле Сергачского уезда, но, к сожалению, подтверждений этого пока не обнаружено. На фотографии – не историческое место таблички с указанием года.
Слайд #8
Архитектурный замысел усадьбы довольно необычен и не лишен творческой фантазии. Вилла-дворец лаконично вписана в окружающий холмистый ландшафт: здание как бы вознесено на высокий постамент-террасу, с укрытыми в ней кладовыми, подвалами, погребами и даже тоннелем, выходящим к реке. Замысел удался. Двухэтажное здание со 150 комнатами поражало своим размахом.
Слайд #9
Дворец был построен в стиле английского романтизма из красного кирпича (по преданиям - частично из кирпичей храма тогда уже упразднённого Троицкого монастыря) и облицован борнуковским камнем из недалёкого месторождения. К слову сказать, территория бывшего монастыря (сейчас там стоит часовенка с блестящим на солнце куполом) и предместья села Борнукова, около которого находится месторождение ангидрита, отлично видны с верхней улицы Ветошкина.
Слайд #10
Вот как выглядел дворец со стороны храма. Поляна на переднем плане - так называемая зеленая зала, то есть открытое пространство произвольной (в данном случае прямоугольной формы), обсаженное деревьями. Виден парадный вход в дом, и башня с флюгером, усиливающая несимметричность поздней части здания. Правее за границами кадра - подъездная аллея.
Слайд #11
Северо-западный фасад был украшен двумя эркерами. Устроенные на английский манер они были, наверное, любимым прибежищем женской части семьи. В этих нишах ставились кушетки, а за драпировкой штор можно было устроиться с книгой во время непогоды и слушать шуршание дождя по стеклу... В английских традициях - и дымовые трубы, и балюстрады на крыше здания, и "плетенки" на стенах.
Слайд #12
После смерти А.В. Пашкова Ветошкино унаследовал его сын Василий Александрович Пашков-внук (1831-1903). Он был женат на Александре Ивановне Чернышёвой-Кругликовой (р. 1832), племяннице Александры Григорьевны Муравьёвой - жены декабриста Н.М. Муравьёва.
Слайд #13
В 1858 г. В.А. Пашков увольняется в чине полковника. В 1874 году, не без влияния своей англомании и сестер жены, он знакомится с лордом Гренвиллом Редстоком и становится лидером секты евангельских христиан и на широких началах организовывает деятельность, ведущую к разрушению православной веры. Первое время этот "великосветский раскол" не встречал сопротивления ни духовных, ни светских властей. Но всему приходит конец, и после 1884 г. Пашкова высылают из России, он удаляется в Лондон. Сына-наследника у них не было, были три дочери - Софья, Ольга и Мария. Впрочем, они недолго владели усадьбой - в 1917 г. нагрянула революция и они были вынуждены эмигрировать... На фотографии Софья и Ольга Пашковы
Слайд #14
В каждом зале замка висели старинные картины, были камины с мраморными и золотыми украшениями. Часть замка была покрыта стеклянной крышей, там находился зимний сад. На первом этаже располагался кабинет хозяина, оттуда к Пьяне вёл подземный ход. Украшениями дубового зала была настенная резьба. Белый зал, списанный итальянскими художниками, предназначался для бальных танцев. Его украшали огромные зеркала и лепнина. Наверх вели три лестницы,- мраморная, базальтовая и дубовая. На потолке второго этажа располагался аквариум из тонны воды. Внутренняя отделка не сохранилась. Кое-где видны остатки лепнины – только и всего. Остатки лепнины на разрушенных стенах
Слайд #15
Остатки мраморных ступеней
Слайд #16
Дворец был начинен инженерными новинками. Здесь сделали невиданные по тем временам водопровод и отопление. Воду привозили из родника и заливали в бак, а отапливалось помещение двухметровыми дровами. От единственной печи тепло шло по сложной системе дымоходов внутри стен.
Слайд #17
Под домом располагались погреба, где сын строителя усадьбы Василий Пашков хранил вино для свадьбы своих дочерей. Винные погреба под домом – вид снаружи
Слайд #18
“Там целый погреб был вина, – мечтательно произносит местный экскурсовод Сергей Степанов. – Куда оно делось – неизвестно. До 1917 года оно было, а после революции его уже никто не видел. Так же, как и библиотеку с большим количеством рукописных книг”. На фотографии: за дверью погреба для бутылочного вина, на переднем плане – погреб для бочкового вина. Сейчас там подготовлены экспозиции, например, «Винокурня», «Гончарная мастерская» и др.
Слайд #19
Дом окружает Г-образная терраса. Красная брусчатка “елочкой”, не в пример современной, держится вторую сотню лет.
Слайд #20
Парк делится на две части: верхнюю, расположенную на ровном, возвышенном месте, и пониженную - на склоне. Верхняя часть площадью около трех гектаров представляет собой открытое пространство с отдельными группами деревьев - кедров, сосен, лип, дубов. Пониженная, наиболее живописная часть парка занимает западный и южный склоны реки Пьяны. На фотографии верхняя часть парка.
Слайд #21
Каждое дерево здесь было учтено – занесено в специальную книгу. На фотографии 550-летний дуб с 5-ью стволами.
Слайд #22
Усадьба имела и множество второстепенных построек — больницу, школу, дом врача, флигель для семьи управляющего, комплекс конезавода, водонапорную башню, хранилища и, конечно, парк и фруктовый сад с прудами… На фото – флигель управляющего
Слайд #23
Сохранившийся пруд.
Слайд #24
Полуразрушенное П-образное здание больницы. Конструкция здания интересна перекрытиями из дубовых брусьев, заполненных кирпичом. Открылась она в 1858 г. при А.В. Пашкове и просуществовала до 1908 г. 29 лет в ней проработал доктор Э.П. Ассендельфт, заслуживший всеобщее уважение в округе, что было отмечено вручением ему благодарственного адреса сергачским предводителем дворянства П.И. Званцевым. Помощником лекаря работал Д.Д. Матузевич. Фотография 2000 г.
Слайд #25
В советское время в здании больницы были квартиры, дом быта, а теперь оно заброшено... и постепенно разрушается.
Слайд #26
Вот школа, построенная предположительно в 1903 году Александрой Ивановной Пашковой, находящаяся недалеко от сельсовета. Отлично сохранившаяся, она до сих пор используется по прямому назначению.
Слайд #27
Судьба дворца – главной достопримечательности усадьбы – печальна. Его пощадили войны и революции. Но в годы перестройки здание чуть было не растащили по кирпичику. Пожар, который погубил и внутреннюю отделку, и интерьер дома, случился в 1994 г. Дом был государственной собственностью, денег на реставрацию не было. Подожгли здание в нескольких местах – это установленный органами пожарного надзора факт – чтобы скрыть хищение ценных элементов внутренней отделки. Тогда похитили обивку зала из тисненой кожи и удивительной красоты резную деревянную лестницу работы итальянских мастеров.
Слайд #28
После этого 10 лет усадьба была совершенно бесхозной. Парк и сад одичали и заросли, местные жители не стеснялись брать для строительных целей камни руин дворца... В 2006 году у усадьбы появился новый хозяин - пешеланский гипсовый завод "Декор-1, возглавляемый Виктором Семеновичем Лавровым. Однако и дальше происходит разрушение усадьбы (по версии http://pripyanye.livejournal.com/539.html) 2005 год 2006 год
Слайд #29
Несколько южнее юго-восточного фасада дворца стоял невзрачный хозяйственный флигель. Он был двухэтажным, но совершенно скрытым от глаз дикими зарослями. 2006 год
Слайд #30
Во время посещения автором презентации этой усадьбы экскурсовод говорил о том, что это здание предназначалось для наиболее именитых гостей Пашковых. 2011 год
Слайд #31
На террасе стояли бюсты античных философов, в количестве 12 штук. Сохранилось 4, они находятся в запасниках Нижегородского художественного музея. Слева – один из них, справа – то, что стоит сейчас. «О времена, о нравы»… 2011 год