Подготовка к части С
Читать

Подготовка к части С

Презентация на тему Подготовка к части С к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

ОСИПЕНКО Ольга Борисовна ЧОУ «Гимназия №1» Г. Новороссийск ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С

Слайд #2

1. Вступление. 2. Формулирование проблемы. 3. Комментарий. 4. Авторская позиция. 5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора). 6. Первый аргумент. 7. Второй аргумент. 8. Вывод. Каждую часть желательно начинать с красной строки! ПЛАН:

Слайд #3

ВСТУПЛЕНИЕ 1. Проблемный вопрос. Может ли …? Такова проблема, которая привлекла внимание (автора). 2. Общие сведения об обсуждаемой проблеме. Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности, Текст В.Пескова также посвящен проблеме экологии... Не начинайте сочинение со слов: В своем тексте автор… !!!

Слайд #4

3. Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме. Психологи утверждают, что …... Действительно, каждому из нас ….. Какую же роль играет …….? Что …….? Над этой проблемой задумался …... ВСТУПЛЕНИЕ 4. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста. Приходилось ли вам ….? Вспомните: ……? Конечно, в жизни каждого из нас были случаи, когда …. Проблему ……поднимает автор.

Слайд #5

5. Создание определенного эмоционального настроя. Впечатления …- одни из самых дорогих и значимых воспоминаний ... .. Какую же роль играет в жизни человека …? Над этой проблемой размышляет автор. 6. Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста. Прочитав текст ..., я вспомнил .... Сколько …! Почему ….? Какую роль играет …? Эта проблема привлекла внимание автора. ВСТУПЛЕНИЕ

Слайд #6

ВСТУПЛЕНИЕ 7. Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. «…»- пишет …., приглашая своих читателей к размышлению над проблемой … в жизни человека и общества. Прочитав текст …., я невольно вспомнил знаменитую фразу ….: «….», - поскольку в центре внимания автора проблема …..

Слайд #7

ВСТУПЛЕНИЕ 8. Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура - это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д. С. Лихачевым, — проблема экологии культуры.

Слайд #8

обязательно должно прозвучать в тексте! сформулирована проблема; затронута проблема; поднята проблема; освещена проблема; обсуждается проблема Проблема формулируется либо как вопрос (Необходимо ли милосердие в нашей жизни?), либо как сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема «отцов» и «детей». Чтобы сформулировать проблему, не следует опираться только на первый абзац. Прочитайте текст до конца. Слово «проблема» (или «вопрос») ПРОБЛЕМА

Слайд #9

Автор рассматривает проблему,.. Автор предложенного текста обращается к проблеме… В центре внимания автора(известного писателя… публициста) много актуальных проблем, особенно подробно говорит о… . Это и есть, на мой взгляд, главная проблема текста. Предложенная статья посвящена проблеме… «проблема о том, что…», «проблема того, что..» ПРОБЛЕМА

Слайд #10

«Именно комментарий выделенной экзаменуемым проблемы показывает, насколько глубоко и полно он понял эту проблему, сумел увидеть её аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иными словами, комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание». Согласно разъяснениям разработчиков КИМов, «комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст»: Комментарий

Слайд #11

не сбейтесь на пересказ! Опора на исходный текст - основное требование к комментированию, но Комментарий Концепционныйкомментарий интерпретация проблемы текста, ее актуальность,столкновение различных мнений по данному вопросу - К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая,нравственная.) - Актуальна ли эта проблема в наши дни?В чем ее значимость для общества? -Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? -Почему эта проблема привлекла внимание автора?

Слайд #12

Текстуальный комментарий следование за автором в раскрытии проблемы. - Как, на каком материале авторраскрывает проблему? - На чемзаостряет внимание? Почему? - Какие имена (факты, события)упоминает автор?Для чего? - Какиеэмоцииавтора выражены в тексте? -Каквыражено отношение автора кизображаемому? В чем это проявляется?

Слайд #13

При комментировании можно ответить на следующие вопросы: - К какой категории относится эта проблема (нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая)? - Какова степень ее актуальности? Что дает основание утверждать о ее злободневности? - Насколько освещена эта проблема в литературе? - Как автор подошел к своей задаче? (Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?) (Здесь возможно обращение к средствам выразительности, при условии, если они помогают определить авторскую позицию). - Какой материал выбирает автор, чтобы заявить свою позицию?

Слайд #14

Автор напоминает (что?)… . Глазами автора мы видим, как… . Писатель передаёт… . Кратко и точно автор объясняет, как, каким образом…. Автор убедительно доказывает, что… Поражает (удивляет, что…, как…) Аргументированно и увлечённо автор рассказывает о… . Автор замечает (отмечает, обращает внимание читателя на…) Автор сочувствует герою… Включайте в комментарий небольшие цитаты, подтверждающие ваши мысли. Не цитируйте больше 1 предложения и всегда комментируйте цитаты. Комментарий

Слайд #15

Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д. Еще одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам морали, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Слайд #16

Сформулировать позицию автора помогут типовые конструкции: Цитата, а затем: - в этом и заключается позиция автора... Но лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская точка зрения, а процитировать его частично или передать своими словами. Авторская позиция понятна. Автор уверен (убеждён, считает) Несомненно, автору удалось доказать... Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции. А если проблема представлена в форме вопроса, то позиция автора должна звучать как ответ на этот вопрос. ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Слайд #17

Стилистически любые аргументы должны быть чёткими, оформляться и вводиться в текст так, чтобы проверяющему работу эксперту не приходилось сомневаться в их наличии и количестве. Это можно сделать с помощью слов В доказательство можно привести аргумент… Я согласен/не согласен с автором, потому что… и считаю… С такой позицией трудно не согласиться. Автор правомерно считает, что… Действительно,….(аргумент). Не менее интересным (убедительным) является и…(аргумент). Мне близки и понятны чувства и мысли автора. Полностью разделяю его взгляды. (аргументы). АРГУМЕНТЫ

Слайд #18

Примеры литературных аргументов. А.С. Грибоедов “Горе от ума” А.С. Пушкин "Капитанская дочка" И.А. Гончаров «Обломов» И.С. Тургенева «Отцы и дети» Л.Н.Толстой «Война и мир» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.Платонов «Юшка» Василь Быков «Сотников» М. Шолохов «Судьба человека» А. Приставкин "Ночевала тучка золотая" Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» Аргументы следует располагать в таком порядке, чтобы их убеждающая сила возрастала.

Слайд #19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ - обобщение основных мыслей автора. Призыв, обращение к читателю. Итак, …. Подумайте о том,... Вспомните: ... И хочется верить,что... Использование цитаты. Вариант 1. Великая литература и учит великому. Это бесспорно. Поэтому чем чаще мы с ней соприкасаемся, тем совершенней и лучше становимся сами. Вариант 2. Искусство истинно тогда, когда оно делает человека лучше. В этом его высокое гуманистическое назначение. С каждым прочитанным и осмысленным произведением великой литературы мы растём духовно и становимся совершенней.

Слайд #20

Виды фактических ошибок: искажение фактов, содержащихся в тексте; 2) неверная характеристика примера, о котором идет речь в тексте; 3) неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте.

Слайд #21

Несколько полезных советов. 1. Проверьте, правильно ли вы записали фамилию автора, инициалы. 2. Будьте осторожны при определении жанра текста. Лучше использовать слова текст, фрагмент, отрывок. 3.Цитату обязательно заключайте его в кавычки. 4.Не давайте высокопарных определений автору текста , не имея на то явных оснований (Автор текста В. Сидоренко - великий русский поэт ...или писатель). Не классифицируйте деятельность автора, если не уверены в ней: Д.С. Лихачев - великий русский поэт. 5. Соблюдайте этические нормы, не будьте излишне категоричны, высокомерны, не хвастайтесь, не допускайте фамильярностей по отношению к автору. Помните, что этическая корректность отдельно оценивается экспертом.

Слайд #22

Следует осторожно использовать клише, поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз !!! А теперь познакомимся с реальной работой по тексту С.Михалкова и попробуем оценить её (работа представлена без исправлений).

Слайд #23

1) Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова!». (2) Значит, на такого человека можно положиться — он выполнит своё обещание без напоминания. (3) Вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили — забыли. (4) Вы опоздали на свидание, на деловую встречу, а то и вовсе не пришли, сославшись потом на нездоровье или на другую причину. (5) Вас попросили опустить по пути письмо в почтовый ящик, а вы протаскали его в кармане всю неделю. Текст С.Михалкова представлен на двух слайдах.

Слайд #24

(6) Мы довольно часто совершаем такие мелкие «предательства», не придавая им большого значения, не замечая их и прощая друг другу. (7) Эта небрежность в человеческих отношениях вошла у многих в привычку. (8) «В конце концов не на этом строятся отношения между людьми!» — думают некоторые. (9) И ошибаются. (10) Они просто не понимают, насколько легче жить людям организованным, обязательным. (11) Как же стать таким человеком? (12) Здесь трудно дать рецепт, но многое, по-моему, зависит от самовоспитания. (13) С юных лет надо научиться заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. (14) Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, сейчас.

Слайд #25

Порядочный человек, обязательный человек… Так говорят о людях, на которых всегда можно положиться. Но нужна ли эта организованность? Как хорошие манеры помогают нам в повседневной жизни? Автор текста С. Михалков как нельзя лучше раскрывает одну из важных нравственных проблем, а именно проблему отсутствия ответственности у людей за свои поступки. Этот вопрос чрезвычайно актуален, так как каждый день мы проводим в обществе, где неизбежно сталкиваемся с человеческой дезорганизованностью. Используя яркие и такие знакомые примеры из повседневной жизни ( «вы обещали позвонить по телефону товарищу и не позвонили – забыли»), автор призывает читателей избавиться от этой «небрежности», которая, словно прожорливый червь, разъедает отношения изнутри. Работа ученицы.

Слайд #26

Что касается моего собственного отношения к этой проблеме, то я полностью согласна с автором и готова подписаться под каждым его словом. Действительно, мало кто задумывается над тем, как неприятно порою быть жертвой чьей-то забывчивости! Ты готовился, надеялся, верил, и вдруг все твои планы рушатся, словно карточный домик, так как кому-то было просто лень… Нет, все-таки человеческая безответственность – это самая настоящая капля дегтя, способная испортить даже очень вкусный мед. Вроде бы незначительные мелочи, но, как известно, из мелочей и строится вся жизнь… Один раз опоздал, второй, третий… И зачем потом портить себе настроение, омраченное раздражением и обидами окружающих? По мнению С. Михалкова фундамент будущей необязательности закладывается еще в детстве, когда ребенок, как податливая глина, остро воспринимает все внешние факторы, тем самым формируя свой характер.

Слайд #27

Не проще ли просто прийти вовремя? Жить «по плану» - не такое уж и сложное дело. Следует помнить, что все мы скованы крепкими цепями всяческих обязательств и договоренностей. Натянешь в одном месте – порвется в другом. К счастью, нам есть, с кого брать пример. Вспомним Андрея Болконского из легендарного романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Чем не пример абсолютной порядочности! Да, вот именно таких людей и называют «человек слова». Никогда не подведет! Дело чести превыше всего! Завидная самоорганизованность. Еще Гегель говорил: «Человек есть не что иное, как ряд его поступков». Мудрая фраза! Нам всем неплохо бы задуматься над своим поведением. Стать лучше, образованней, добрее? Запросто! Материал для работы есть, а вот готов ли мастер приняться за дело… Впрочем, все в наших руках.

Слайд #28

http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/urok-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniya-rassuzhdeniya-po-dannomu http://русскийязык-кропоткин.рф/3_metodichki/metodichki_2.php Удачи на экзамене! Использованные источники: