Работы художника Виктора Попкова в моей школе
Читать

Работы художника Виктора Попкова в моей школе

Презентация на тему Работы художника Виктора Попкова в моей школе к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Учебный проект «Работы художника Виктора Попкова в моей школе» Автор: Косякина Ксения Руководитель: Тесля Галина Васильевна Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики»

Слайд #2

Виктор Попков 1932 - 1974 Автопортрет. 1964 «Единственное, о чем я мечтаю – это сделать хорошую картину»

Слайд #3

Молодость. 1957 На работу. 1961 В 1950-х годах страна разворачивала капитальные стройки, и Попков был увлечен их грандиозностью. Художник стремился образно, поэтично и правдиво рассказать о своих современниках, он устремился на стройки, где находил героев будущих картин. На лесах Большого театра. 1959

Слайд #4

Рубеж 50-60-х годов XX века в живописи утвердился «суровый стиль». Источником вдохновения для художников стала жизнь простых людей, которую они передавали в возвышенно – поэтическом духе. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Виктор Попков присоединился к «суровому стилю». Романтическое восприятие жизни определило и художественный строй его картины «Строители Братской ГЭС». Картина была приобретена Третьяковской галереей. Строители Братской ГЭС. 1961

Слайд #5

Студенты на практике. 1965 Бригада отдыхает. 1965 В 1963-1966 гг. - «декоративный» период в творчестве Попкова, связан с приобщением художника к традициям древнерусской живописи. Сюжет картин упрощается, его значение подавляется пестрой красочностью. Попков пытается стилизовать свои картины под произведения русского народного творчества, вводит яркие цвета. Искусствоведы увидели в некоторых работах этого периода живописное переосмысление традиций русского лубка и палехского стиля.

Слайд #6

Двое. 1966 В 1966-1968 гг. Попков разрабатывает особый тип «картины-метафоры», в которой появляются аллегорические и символические мотивы. Картину «Двое» он посвятил теме любви, показывая ее, как сложные человеческие взаимоотношения. Отчужденность персонажей мы видим в их позах, в выражении лица девушки. Фигуры героев отделены пространством. Их объединяет лишь зеленоватая цветовая гамма окружающего поля. Пространство передано плоскостно, условно. Благодаря условности изобразительного языка картина выглядит символично. В 1967 году за картину «Двое» Виктор Попков получил Гран-при на Всемирной выставке молодых художников в Париже.

Слайд #7

Одна. 1966 В 1965-1968 гг. Попков создает цикл картин «Мезенские вдовы», которые явились данью его любви к Северу. Цикл посвящен женщинам, мужья которых не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны. Вдовы предстают перед нами простыми и возвышенными, в них художник утверждает память о войне. В цикл «Мезенские вдовы» вошли такие картины, как «Воспоминания. Вдовы», «Одна», «Старость», «Северная песня». Старость. 1969

Слайд #8

Воспоминания. Вдовы. 1966 Попков создал образы, полные драматизма. Лица вдов печальны, сухие фигуры показаны преувеличенно заостренными. Создается впечатление человеческой печали и одиночества. Драматизм картины подчеркнут ярким красным цветом одежды вдов, который звучит резко на фоне серых бревенчатых стен избы. Художник намеренно отказался от всего натурного, его вдовы – некий символ страданий человеческих.

Слайд #9

Северная песня. 1968 Художник в одном из северных сел встретил фольклорную экспедицию, которая собирала старинные народные песни. Композиция картины выстроена на контрастах – цветовых, композиционных и смысловых: здесь сталкиваются деревенская и городская культуры. Прибегая к символу и метафоре, художник ввел в картину девочку, очень хрупкую и одухотворенную. Она - символ надежды на преемственность поколений.

Слайд #10

Тишина. 1972 В 1970-е годы особое значение в творчестве Попкова приобрела иносказательность. Художник использует новаторскую трактовку. Реальность он перевел в область символов: девочка – символ юности, весны и незащищенности, памятник – символ погибших, церковь – символ веры. Дома, украшенные флагами – символ майского праздника, радостного настроения. Мрачный символ беды, зла, войны и смерти - черная ворона. Художник сознательно пренебрегает натурным изображением. Впечатление целостности создает колорит картин, который соединяет разрозненные изображения единым психологическим состоянием. Майский праздник. 1972

Слайд #11

Мой день. 1968 Художник в лесу. 1969 В последнее десятилетие своей жизни Попков в каждой картине ощущает себя соучастником созданного им образного мира. В его работах появляется автопортретная фигура. Попков представляет себя в качестве основного персонажа или участника сцены. Художник в деревне. 1967

Слайд #12

Работа окончена. 1972 Ссора. 1970 Мать и сын. 1970 Виктор Попков познает современность как бы через себя. Картины становятся выражением и личности автора, и психологии времени, преломленного сознанием художника. Многие работы воспринимаются, как исповедь.

Слайд #13

Шинель отца. 1972 В основу этого автопортрета Виктора Попкова легло прощальное письмо с фронта отца художника, Ефима Акимовича Попкова. Он погиб на войне в возрасте 36 лет. Выносил раненого с поля боя. Раненый спасся - выжил, а сам отец погиб. Художник вспоминает об отце, о войне, о том поколении, которое ценой своей жизни дало возможность жить и творить ему и его современникам. Шинель – символ всех скорбящих по ушедшим. На дальнем плане картины проплывают тени мезенских вдов, символизирующие воспоминания.

Слайд #14

Строительство Кабельного завода. 1973 В 1973 г. Виктор Попков побывал на Северном Кавказе, в городе Прохладный. В результате творческой командировки на Кавказ и появились работы: «Строительство кабельного завода» и «Волочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер». Эти работы ранее нигде не публиковались. Художник выбрал пейзажное решение темы. На первом плане - узнаваемый местный пейзаж с перекати - поле, на среднем - фигуры строителей; на дальнем-индустриальный пейзаж. Соединяет все три плана грунтовая дорога, уходящая вдаль, в будущее. Плывущие по небу облака придают пейзажу динамичность.

Слайд #15

Волочильный цех. Отделение травильное. Артур Христианович Эбер.1973 Портрет передовика производства. Движения рабочего точно подмечены, поза выразительна, в облике угадывается характер. Попков выявил особенность натуры, несколько утрируя, заостряя черты лица. Художник намеренно отрывается от натурного цвета, придает ему условность, чтобы придать заурядной сцене некую торжественность.

Слайд #16

Дом А.С. Пушкина в Михайловском. 1973 А.С. Пушкин и А.П. Керн. 1974 Осенью 1973 года Попков приехал в село Михайловское и был очарован красотой мест, связанных с Пушкиным. Здесь он нашел созвучия своему настроению и в природе, и в пушкинской поэзии. Композиции Попкова, посвященные Пушкину более спокойны и мечтательно – романтичны. В них заметно изменение живописной манеры художника. Попков, как и Пушкин, любил осень, писал стихи, он видел в трагической судьбе поэта перекличку со своей собственной судьбой.

Слайд #17

Осенние дожди (Пушкин). 1974 Эта картина – импровизация на тему Пушкина. Она позволила художнику окунуться в мир поэтических переживаний. Стилистика картины изящна, изысканно живописна, в ней нет и следа от сурового стиля. Картина осталась незаконченной. 12 ноября 1974 года трагическая случайность оборвала жизнь художника. Ему было всего 42 года. В мастерской, на мольберте, осталось стоять именно это полотно, что весьма символично.

Слайд #18

Свою работу я старалась выполнить в манере, присущей Виктору Попкову, используя его палитру красок. Хотелось показать, что Попков был человеком очень добрым, искренним, переживающим за судьбы людей. Мне понравилось его очень уважительное отношение к матери и вообще к женщине. Я хотела передать свое отношение к художнику и его творчеству через эту композицию. К. Косякина. Портрет художника Виктора Попкова. 2012

Слайд #19

Заключение Творчество художника Виктора Попкова до сих пор вызывает интерес у любителей искусства. Работы художника заставляют зрителя думать. Несмотря на раннюю трагическую кончину, Попков оставил большое творческое наследие - десятки картин, сотни этюдов, акварелей, рисунков. Он всю жизнь искал, смело экспериментировал, сказал свое слово в изобразительном искусстве, оно ни на кого не похоже. Художник выработал свою живописную манеру, у него интересные стилистические находки. Картины Попкова касались многих сторон жизни общества, близких ему людей, были очень патриотичны. В его творчестве сочетаются лиризм и драматичность. В каждой своей работе Виктор Попков был честен и искренен, а работы до сих пор не теряют своей актуальности. Все это позволяет считать Виктора Попкова одним из самых ярких художников второй половины XX века.