Русская икона Художественный язык: канон и стиль
Презентация на тему Русская икона Художественный язык: канон и стиль к уроку по МХК
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Слайд #2
Икона—это образное выражение христианской веры, поэтому и художественный язык ее своеобразен и глубоко символичен. Это художественно-символический код, укорененный в учении церкви о Христе как Боге и Человеке, пришедшем в мир ради спасения людей. Снятие со креста. Положение во гроб Новгород(?). Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд #3
Основная иконография сформировалась с IV по VIII в. По сравнению с первыми натуралистическими изображениями иконы становятся все более условными, тяготеющими к плоскостности. Оболочка тел, изображаемых на иконах, как бы истончается, тем самым являя духовную наполненность образа. Можно сказать, что образ накапливал, аккумулировал дух, стремился преобразить плоть, лишить ее грубой материальности, растворить в свете, переплавить в духовной энергии. Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно назвать окном в мир невидимый. Она не изображает окружающий нас мир, а являет иную реальность, поэтому икона использует символы и знаки, не прямо описывающие нам, как выглядит иная реальность, а лишь указывающие на нее. Икона — образ вечности, поэтому в ней все иное: мир и человек, свет и цвет, пространство и время.
Слайд #4
Кажущиеся искажения пространства и формы создаются намеренно. Исследователи назвали этот прием «обратной перспективой». Своеобразие построения иконного пространства в том, что в иконе предметы не уменьшаются, а увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Оно призвано показать, что мир духовный бесконечен и наши нынешние представления о нем несовершенны. Точка пересечения линий иконы — геометрических и смысловых — находится перед иконой, там, где стоит зритель. Пространство иконы как бы выстраивается вокруг него, вовлекая его внутрь иконного мира, и поэтому все предметы кажутся развернутыми, они видны с трех, а то и с четырех сторон. Школа Рублева. Рождество Христово. 1410–1420-е гг.
Слайд #5
Святые на иконе преображены светом вечности. Они лишены телесных недостатков, даже если таковые были в жизни. Икона не отрицает плоть, но освящает ее и придает ей новое, более высокое значение. Христианство нашло поистине царский путь между двумя крайностями — культом тела и отвержением его — в освящении и преображении плоти. Древние греки в классический период провозглашали: «в здоровом теле — здоровый дух». Христианство устами апостола Павла выражает иное представление о теле: «Тело — это храм Святого Духа».
Слайд #6
Слайд #7
И вот икона дает зримое выражение такого понимания человека: она изображает святых в новой, преображенной плоти, которая, подобно храму или сосуду, несет драгоценное содержание. Тела святых невесомы, они едва касаются земли, они хрупки и нематериальны. Андрей Рублев. Спас в силах 1410–1420 г. ГТГ, Москва
Слайд #8
Икона — не портрет, она являет не лицо человека, а лик. Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. При этом святой предстает отрешенным от земных страстей, он принадлежит иному миру и оттуда взирает на нас, поэтому в иконе исключено изображение душевных эмоций, аффектов, сильных страстей. Эмоции выражаются через жест, положение рук: волнение, отчаяние, страдание, мольба — все выражают руки. Жест имеет большое значение в иконе, и жесты весьма разнообразны: благословляющий жест Спасителя, молитвенный и заступнический у Богоматери, прижатые к груди руки столпников и пустынников, поднесенная к уху рука слушающего Бога пророка… Илья-пророк в пустыне с житием Псков. Конец XIII в. ГТГ, Москва
Слайд #9
Особое значение в иконе имеют глаза. На древних иконах их писали преувеличенными, широко раскрытыми. Известное выражение «глаза — зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. А в Священном Писании сказано так: «Светильник тела есть око; если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» . Именно через глаза икона и выявляет светоносность образа. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она на вас. Ангел Златые власы Конец XII в. ГРМ, Санкт-Петербург
Слайд #10
Слайд #11
Цвет также имеет богатую символику в иконе, Золотой — цвет Горнего Иерусалима, который описан в Откровении Иоанна Богослова как сияющий город. Красный — цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый — это свет преображения и цвет белых одежд праведников. Черный — цвет тьмы, бездны ада. Красочность, драгоценность, благородство цвета, разнообразие колорита иконы — это отблеск красоты Царства Небесного. Работа над иконой делится на две стадии — доличное и личное. Сначала пишется все до ликов: фон, пейзаж, стаффаж (архитектура), одежды, атрибуты и проч., а после пишется лик как самое главное и содержательное в иконе. МАСТЕР КРУГА ФЕОФАНА ГРЕКА ПРЕОБРАЖЕНИЕ Начало XV в. (1403?). Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд #12
Иконописный язык был выработан в Византии и распространился по всему христианскому миру. При этом отдельные страны и регионы, используя его, вырабатывали свой стиль и подход в раскрытии образа. Отсюда такое многообразие иконописных школ и традиций. Однако на протяжении уже полутора тысяч лет искусство православного Востока остается неизменным в своей основе, поскольку зиждется на едином каноне, в отличие от Запада, отошедшего в XIII–XIV вв. от иконописной традиции и развившего иную традицию религиозного искусства, не связанную с каноном.
Слайд #13
Что же такое канон? Обычно канон воспринимают как жесткие рамки, ограничивающие возможности художника, сковывающие его творческую индивидуальность. Канон (греч. — правило) — это внутренний стержень, духовная основа иконы. Канон — это своего рода грамматика иконы, тот язык, на котором говорит иконописный образ. Канон не исключает свободы творчества, великие иконописцы прошлого создавали весьма оригинальные произведения, используя канон. И порой рядом работавшие мастера были весьма не похожи друг на друга. Самый яркий пример: Феофан Грек и Андрей Рублев работали в одно время на Руси и даже расписывали одни и те же храмы, но более непохожих иконописцев найти трудно. Ф. Грек. Богоматерь 1405. Благовещенский собор Московского Кремля А. Рублев Иоанн Предтеча 1408. Успенский собор во Владимире
Слайд #14
Икона Божией Матери Иерусалимская. Начало XVI в. Церковь Рождества Христова, Ярославль Св. Иоанн Богослов Ок. 1500. Патмос, Греция
Слайд #15
Лик Богородицы. Фрагмент иконы «Богородица Катафиги (убежище) и св. Иоанн Богослов». Ок. 1395. София
Слайд #16
Иконография святых также весьма обширна, поскольку за двадцать веков существования христианства к лику святых были причислены десятки тысяч людей. Святой — это живая икона Христа, тот, в ком просиял свет преображения, свет Христов Мученики обычно изображаются в красном (символ крови) и с крестом (символ следования за Христом). Среди мучеников немало женщин — Варвара, Параскева, Екатерина. Мученики-воины, принявшие смерть за Христа в первые века, — изображаются в латах и полном вооружении, но, как правило, мечи опущены вниз в знак того, что их битва духовная. Апостолов изображают в античной одежде — хитоне (нижняя рубаха) и гиматии (верхний плащ). В руках они держат свитки или книги, как провозвестники Евангелия. На иконах Петр и Павел нередко изображаются вместе, и это символизирует полноту церкви, так как Петр проповедовал евреям, а Павел — язычникам. Их иконография сформировалась уже в первые века, и она достаточно устойчива, до сих пор Петра изображают с седой курчавой головой и небольшой бородой, а Павла — темноволосым, с высоким лбом с большими залысинами и темной удлиненной бородой. У Петра обычно в руках ключи, так как согласно Евангелию Христос вручил ему ключи Царства Небесного. Павла изображают с книгой, так как он книжник, проповедник и писатель,. АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ Середина XI в. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород
Слайд #17
Цари и князья — в царских и княжеских одеждах, иногда с коронами на головах, и в этом торжественном облачении они предстоят Христу. Борис и Глеб с житием Вторая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москв Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский Начало XVI в. Собор св. Софии, Новгород Пустынники и юродивые часто пишутся на иконах обнаженными в знак их суровой аскезы.
Слайд #18
Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг: обнаженными или с повязкой на бедрах, в ветхих одеждах. Фоном для их образов часто служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого. Целители в руках держат ящички с лекарственными снадобьями. За труд целители не брали платы, так как свой дар получили от Бога. А если даром получили, даром и отдали. Св. Пантелеймон Вторая половина XIII в. Особым видом святости обладали блаженные, или юродивые. Внешне безумные, на самом деле они были наделены духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом юродства они отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию.
Слайд #19
Что являет собой икона? Время формирования иконографии Что такое обратная перспектива и почему этот прием был использован в иконографии? Где находится точка пересечения линий иконы? Каково представление христианства о теле? Каким образом выражаются эмоции на иконе? Почему на иконах делается акцент на глазах? Какую роль играет цвет в иконописи? Что такое канон в иконописи? Почему апостолы Петр и Павел часто изображаются вместе? Почему целители оказались в рядах святых? Как изображаются целители на иконах? Как изображаются юродивые на иконах?