Стиль рококо
Читать

Стиль рококо

Презентация на тему Стиль рококо к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Стиль рококо Учитель ИЗО ,МХК. МОУ Ильинской СОШ Лебедь С.Г Стиль Рококо, возникший в XVIII в. во Франции, продолжает традиции стиля барокко, немного их изменяя. Рококо (фр. rocaille) переводится как раковина. Он олицетворяет атмосферу вечного наслаждения и праздника, ведь он родился во дворе французской аристократии, в светской среде. Орнаментальный элемент рокайля легко узнать по двойному С — образному изгибу. Французские истоки Рококо восходят к творчеству художников — декораторов и прежде всего к Пьеру Лепотру. Он отказался от архитектурных форм Барокко, смягчил крайности стиля Людовика XIV и явился создателем нового стиля рококо. Архитектура этого стиля очень воздушная, игривая и асимметричная. Жилые помещения становятся более уютными и изысканно оформленными, чем в эпоху Барокко, но гораздо меньше по размеру. Стиль Рококо создает атмосферу любви, утонченного наслаждения, грациозности и легкости. Со времен Возрождения неизменным источником вдохновения для художников была античная мифология. В эпоху Рококо Венера затмевает все остальные божества, вытесняя других олимпийских богов. Амуры, обнаженные нимфы, сатиры следуют за торжествующей богиней любви веселым хороводом. Архитекторы при помощи падуги — плавного полукруглого перехода, который декорировался тонким орнаментальным рельефом, пытались сгладить угол между стеной и потолком. Окна распологались почти в одной плоскости со стеной. В эпоху Рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен, потолков, мебели. Роль криволинейных форм Барокко теперь усиливается, плавные и грациозные линии становятся более динамичными и свободными. Хрупкие, изящные лепные орнаменты плафонов и стен интерьеров, состоящие из «рокайлей» (формы раковины), сплетающихся с цветочными гирляндами и стеблями, с лентообразными обрамлениями, вся эта композиция декора пронизана легким, капризным ритмом. Заключенные в причудливые рамы зеркала и картины вплетаются в архитектурное убранство. Расположенные одно против другого, зеркала дают множество отражений, обманчиво расширяющих пространство. Цветовая гамма интерьера приглушенная, применяются пастельные тона: бледно — охристый, перламутровый, жемчужный, серебристый, голубоватый. В этот период времени появляется большое количество новой мебели (шезлонг, белая мебель, канапе). Были придуманы пружины для сиденья. Мягкая мебель оббивается шелком или ситцем. Декор мебели симметричен и строится на свободном решении изогнутых и прямых линий. Мебель не велика по размерам и исключительно удобна. Форма комода раздувается,а сам комод увеличивается по высоте. Дополнением для такого интерьера являются золоченые бронзой часы, канделябры и вазы из китайского фарфора. В интерьере рококо архитектурный образ словно переносит человека в мир мечты и иллюзии. Явной становится тяга к экзотике и безграничное восхищение искусством Китая с его фарфором и лаками, а также искусством Персии, Индии, Японии. Часто изображаются пальмы, обезьяны и другие заморские животные, а также раковины. Мотивы морской пены и волны являются еще одним элементом этого стиля.

Слайд #2

Рококо (от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века Стиль рококо

Слайд #3

Основные черты стиля Стиль рококо – это скорее оформление интерьеров, чем архитектурных зданий. В его духе делались мебель, посуда, драпировка, металлическая утварь. Основные черты– динамичные ассиметричные формы ( раковин таких моллюсков, как гребешки), различные завитки ( S-и C-образные), натуралистично выполненные побеги цветов и волнообразный растительный орнамент. Встречаются экзотические китайские мотивы, сюжетные орнаменты: Элементы стихии и Времена года. Палитра – золотой, белый, цвет слоновой кости, кремовый, а также пастельные оттенки голубого, зеленого, розового и желтого. Французское рококо – своего рода передышка после тяжеловесного барокко, а характерное для него обилие стенных зеркал придало интерьерам воздушную легкость. Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля:

Слайд #4

Отель Субиз, архитектор Пьер Алексис Деламер

Слайд #5

Овальный салон

Слайд #6

В интерьере отеля Субиз особенно интересен Овальный салон, созданный в стиле рококо архитектором, скульптором и декоратором Жерменом Боффраном (1667—1754). Здесь все углы закруглены, нет ни одной прямой линии, даже переход от стен к потолку замаскирован картинами, помещенными в рамы криволинейных очертаний. Все стены украшены резными панелями, позолоченными орнаментами и зеркалами, которые словно расширяют пространство, придавая ему неопределенность.

Слайд #7

Рококо возникло в последние годы правления короля Людовика XIV (1643—1715), но в отличие от всех предшествовавших ему стилей французской архитектуры не было придворным искусством. Большинство построек рококо — это частные дома французской аристократии: богатые городские особняки (во Франции их называли «отелями») и загородные дворцы. Как правило, высокая ограда отделяла особняк от города, скрывая частную жизнь владельцев дома. Комнаты отелей часто имели криволинейные очертания; они не располагались анфиладой, как было принято в особняках XVII века, а образовывали весьма изящные асимметричные композиции. В центре обычно помещался парадный зал — так называемый салон. Комнаты были гораздо меньше, чем залы дворцов эпохи классицизма, и с более низкими потолками. Окна же, напротив, были очень большими, почти от самого пола. Интерьеры построек рококо оформлялись скульптурными и резными украшениями, живописью на фантастические темы и множеством зеркал.

Слайд #8

Интерьер в стиле Людовика XV

Слайд #9

Интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме

Слайд #10

Образ Амура чрезвычайно характерен для французского искусства XVIII в., для стиля рококо. «Амур» Этьена Мориса Фальконе был исполнен для украшения будуара в парижском особняке маркизы Помпадур. Имея огромный успех на выставках, статуя привлекла внимание коллекционеров и многократно повторялась скульптором. Маленький бог любви изображен сидящим на облаке. Лукаво улыбаясь, он достает стрелу из колчана. Скульптор обрабатывает мрамор с таким совершенством, что нежная шелковистая поверхность детского тела и мягкие вьющиеся волосы Амура кажутся почти материальными. С таким же мастерством переданы капризно изогнутые лепестки розы, лежащей у его ног.

Слайд #11

Живопись рококо «галантный жанр» Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др. Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.

Слайд #12

Франсуа Буше Вулкан вручает Венере доспехи Энея (1757) Французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо. (29 сентября 1703 - 30 мая 1770)

Слайд #13

Франсуа Буше "Пейзаж с отдыхом на пути в Египет".  Редкое обращение художников XVIII столетия к евангельским сюжетам заставляет с особым интересом взглянуть на произведение французского мастера Франсуа Буше "Пейзаж с отдыхом на пути в Египет".        В XVIII столетии, в эпоху изысканно-виртуозного, легкого и изящного стиля рококо, религиозная живопись отживала во Франции свой век. Сохраняя интерес к событийной коллизии, она включила в себя не только традиционные христианские символы, но и созвучные им мотивы, заимствованные из арсенала античной мифологии. Усложнившись, религиозная живопись, однако, потеряла то главное, что волновало зрителя в произведениях XV-XVII веков: глубину и сосредоточенность взгляда на окружающий мир, который соединялся с благоговейным чувством созерцания священного события.       При попытке разобраться в замысле этой картины взгляд беспокойно скользит по привычным предметам и образам, не находя видимой связи между ними. Где происходит событие, сказать трудно. Размытое клубящееся облако занимает в центре композиции традиционное место пейзажа. На фоне облака парят херувимы - миловидные головки, переданные в сложных ракурсах. Они умиленно взирают на небеса или с любопытством созерцают землю.       Розовая накидка, призванная символизировать убогое пристанище путников - шатер, небрежно брошена на голые сучья. Возле нее сидит Мария, безучастная ко всему окружающему. Иосиф изображен на берегу бурного потока, вызывающего воспоминания о трудной переправе, которую вынуждены были предпринять убегающие от преследования путники. Он, в противоположность Марии, кажется чересчур взволнованным, театрально-патетичным. Его взгляд обращен к небесным силам, рука просит защиты и покровительства. Рядом с ним лишь навьюченный ослик. К его сбруе привязан черный петух, в античной мифологии - образ невоздержанности, а здесь - символ греха, который должен искупить явившийся в мир Христос.       Символами греха и крушения языческого мира становятся также античные руины на переднем плане и освещенное последними лучами солнца перед надвигающейся грозой величественное строение на скале, от подножия которой стремительно стекает поток. По смыслу обе эти детали связаны еще с одной апокрифической легендой, рассказывающей о путешествии Святого Семейства. Когда в египетском городе Сотинен Мария вошла в языческий храм, произошло чудо: каменные идолы без видимых причин попадали с пьедесталов и разбились.       В нижней части картины, рядом с вещами путников, похожими на театральный реквизит, странно увитыми растениями, художник изобразил пухлых детей: Младенца Христа в бело-розовых драпировках, который жестом руки, обращенной в сторону креста, словно говорит об искупительной жертве, и лежащего на животе Иоанна Крестителя. Накидка из шкуры животного указывает на будущую судьбу аскета-отшельника. Его взгляд устремлен на ножку Христа - изящный намек мастера рококо на глубокие по смыслу слова Иоанна в момент будущего крещения Спасителя: "А я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его". Все в этом произведении сложно, вычурно, надуманно. Для неискушенного зрителя оно похоже на ребус, где не согласованы эмоции и нарушена последовательность событий. Так, по преданию, с Иоанном Христос впервые встретился лишь по возвращении из Египта, когда Его семья остановилась в доме Елизаветы.       Необычна и композиция картины, разбитая на сценические площадки, - явная дань приемам театрального искусства. О театральных декорациях напоминает и постепенное таяние изображений, и высветление предметов, схематично написанных на заднем плане. От этого рождается диссонанс в передаче форм, одни из которых с подробно выписанными деталями кажутся реальными, а другие подобны миражу, видению из фантастического сна.       Полотно Буше, было создано по заказу маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, и предназначалось для капеллы Версальского дворца.

Слайд #14

Жан Антуан Ватто (1684—1721) В зрелую пору художник отдает предпочтение театральным сценам и так называемому «галантному жанру», изображая на своих картинах всевозможные праздники, маскарады и увеселения, романтические свидания, изысканную игру в любовь беспечных дам и кавалеров («Праздник любви», «Отдых на охоте», «Радости жизни», «Общество в парке»).

Слайд #15

Праздник любви

Слайд #16

Отдых на охоте

Слайд #17

Радости жизни

Слайд #18

Общество в парке .

Слайд #19

Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний («Капризница»), нередко окрашенных иронией и горечью. Персонажи картин Ватто — постоянно повторяющиеся типы, но за их галантной игрой кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства («Венецианский праздник»). Декоративная изысканность произведений Ватто послужила основой художественного стиля рококо.

Слайд #20

Капризница

Слайд #21

Венецианский праздник