Созерцание сакуры
Читать

Созерцание сакуры

Презентация на тему Созерцание сакуры к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

«Созерцание сакуры» Образы и мотивы искусства Японии

Слайд #2

Назовите ключевой образ искусства воплотивший универсальную концепцию народов мира о пространстве Вселенной. Корнями гнездится глубоко в земле, Вершиной восходит к высокой скале, Зеленые ветви уводит широко В безмерную синюю даль. К. Бальмонт

Слайд #3

Мифологические представления каких народов роднит образ Мирового древа? Древо жизни в мусульманстве Древо жизни в Ассирии Древо жизни в Индии Древо жизни у славянских народов Древо жизни Германских народов Древо жизни в Скандинавских странах

Слайд #4

В чем проявляется единство и многообразие культур? Человечество - смешанный лес, так что нечего хвою топорщить или листья презрительно морщить: все равны под покровом небес... Пререканья и разноголосье не смолкает ещё до сих пор. Получается всё-таки хор. Мы шумим, но как в поле колосья... Б. Слуцкий Единство культур Единство мировой культуры проявляется и в том, что её идеи универсальны. Понятия Красоты и Добра, Жизни и Смерти, Любви и Ненависти, Нравственности и Невежества имеют общую значимость для каждого народа Многообразие культур Многообразие культур проявляется в создании своей оригинальной и своеобразной культуру, в которой нашли отражение природные условия жизни, нравы, обычаи и традиции данного народа.

Слайд #5

Какие ассоциации, образы вызывает у вас Япония

Слайд #6

У японских мастеров свои представления о Красоте, отличные от её понимания другими народами

Слайд #7

Путь японского искусства - это путь постижения Красоты через незаметное и первозданное.

Слайд #8

Ему присущи не только решимость покорять и преобразовывать природу, но и стремление жить в гармонии с ней. Красота природы отличается простотой и естественностью.

Слайд #9

Цветы - весной Кукушка - летом. Осенью - луна Чистый и холодный снег - Зимой. Что останется после меня? Цветы - весной, Кукушка - в горах, Осенью - листья клена. Вот каким видится «изначальный образ» красоты природы поэту Догену (1200-1253)

Слайд #10

Японские художники никогда не диктуют свою волю тому веществу, которое служит первоосновой произведения искусства. Они выявляют красоту, заложенную самой природой. «Не сотвори, а найди и открой» - таков их девиз.

Слайд #11

Чайная церемония В традиционной чайной церемонии сложилась особая культура восприятия предметов, основанная на метафорическом мышлении.

Слайд #12

Представьте себя гостем и участником чайной церемонии В Японию чай попал в VIII в. Считается, что первые плантации чая были разбиты монахом Сайсё в Киото, у подножия горы Хэйдзан, в 802 г. Однако только с XII в. употребление чая получает в Японии широкое распространение.

Слайд #13

Это было связано с деятельностью священника Эйсая (1141-1215). Он привез из Китая чайные кусты и стал выращивать чай при дзэн-буддийском монастыре. Чай подносили Будде. Его пили во время религиозных ритуалов и медитаций. Эйсай в своих сочинениях особо подчеркивал пользу чая для сохранения и укрепления здоровья.

Слайд #14

Начиная с XII в. из Китая в Японию проникает способ приготовления размельченного чая. Оттуда же пришел и обычай устраивать своеобразные развлечения в форме чайных турниров.

Слайд #15

Первоначально такие турниры проводили монахи в монастырях, причем в них участвовали и самураи - приверженцы дзэн-буддизма. Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV-XV вв. В ходе чайного турнира гости должны были отобрать "хорошие" и "плохие" сорта. Тот, кто правильно угадывал большее число сортов, отмечался призом.

Слайд #16

Среди горожан и крестьян были широко распространены чаепития, называемые "чайными собраниями". В отличие от роскошных чайных турниров аристократов, это были скромные, порой молчаливые встречи. Внутреннюю сосредоточенность и душевное согласие участников таких собраний стремился воплотить в эстетике искусства чая великий мастер, создатель чайной церемонии - Мурата Дзюко (1422-1502).

Слайд #17

Мурата обогатил искусство чаепития философией и эстетикой дзэн-буддизма. Он проповедовал, что Истина Будды может быть познана даже в жестах, сопровождающих наполнение чайной чаши горячей водой. Он утверждал, что чайная церемония - это не просто употребление определенного напитка, а способ приобщиться к философии искусства питья чая. Роскошным пирам чайных турниров он противопоставил естественность и простоту.

Слайд #18

В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение. Конструкция чайного домика и устройство прилегающего к нему сада были связаны с эстетическими категориями "саби" и "ваби", обозначающими гармоническое слияние изысканного и простого, спокойного и печального, скрытой красоты, лаконизма, приглушенности красок.

Слайд #19

Особое значение придавалось конструкции чайного домика. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий вход - около 60 см в длину и ширину. Такое уменьшение входа в чайный домик имеет глубокий философский смысл: каждый, кто хочет приобщиться к высокому искусству чайной церемонии, независимо от ранга и чина, должен, входя, непременно согнуться, потому что здесь все равны.

Слайд #20

Низкий вход не давал также возможности аристократам из военного сословия войти внутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это было символично: «Пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на прекрасном».

Слайд #21

В интерьере чайного домика самым важным элементом считалась ниша (токонома). В ней обычно помещали свиток с живописью или с каллиграфической надписью, ставили букет цветов и курильницу с благовониями Чайная церемония и сад учили видеть красоту в обыденном и простом, видеть прекрасное в малом, осознавать высокую ценность всего, что дано в этой жизни. В наши дни искусством чайной церемонии в основном занимаются женщины.

Слайд #22

Красота недосказанности, намека присутствует в искусстве японских садов. Японские сады

Слайд #23

Символический «сухой» сад представлен особым расположением камней, кустарников и деревьев. Он монохромен (одноцветен), строг и аскетичен.

Слайд #24

Камни являются основой японского сада, главным атрибутом японского парка. К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Камни, например, подбирают по форме, цвету, фактуре, их соответствию общему характеру и стилю сада.

Слайд #25

Главная задача художника заключается в наиболее выразительной группировке камней, передающей его пластические возможности. Внешняя статичность пространства сада на самом деле оказывается условной. Большие и мелкие камни располагаются таким образом, что напоминают естественный горный архипелаг, реки или бьющиеся о скалы воды океана.

Слайд #26

Вода, символ жизни и жизненной энергии, обязательно присутствует в Японском саде Если камни в японском саду имитируют горы и положительную мужскую силу Янь, то вода олицетворяет - ее быстрые реки, тихие озера - символизирует отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь.

Слайд #27

В японском саду вода может быть представлена в виде горного озера, окруженного высокими скалами и вечнозелеными кустарниками, или озером, окруженным травяной растительностью в сельской местности.

Слайд #28

Основным из принципов японских садов является построение микрокосмоса, где камни, вода и деревья дарят нам понимание гармонии мира

Слайд #29

Икэбане – классическое японское искусство, возникшее более 600 лет назад и первоначально бывшее буддийским ритуалом возложения подношений в храмах. К середине XV века с появлением первых классических стилей икебана приобрела статус искусства и обрела независимость от религиозного содержания ритуалов, хотя это продолжало подразумеваться в подтексте. Искусство икэбане

Слайд #30

В икэбане - искусстве расстановки цветов в вазах, в создании цветочных композиций, в цветке ценят простоту, незатейливость и жизненную силу.

Слайд #31

Искусство икэбаны символично. В нем воплощаются три начала: Небо, Земля и Человек, а поэтому каждая из деталей должна наиболее полно передать философские раздумья человека о своем месте в мироздании и о смысле бытия. Символичен также выбор растений и цветов. Сосна и роза означают долголетие, бамбук - мир и процветание, хризантема и орхидея - радость, магнолия - духовную чистоту.

Слайд #32

Проверь себя: ? Когда попал чай в Японию VIII век XI век ? Где формировалась философия искусства питья чая Чайные состязания знати Выбор лучших сортов чая «Чайными собраниями» горожан и крестьян ? В чем заключается смысл чайной церемонии Стремление к созерцанию

Слайд #33

Виды японского сада Символизирует Положительную мужскую силу Янь Отрицательную, темную, но мягкую женскую силу Инь

Слайд #34

? Какие начала воплощаются в искусстве Икэбане

Слайд #35

- это путь постижения красоты через незаметное и первозданное, как ветка сакуры в саду. Итог урока: Искусство Японии

Слайд #36

? Каковы художественные принципы японского искусства? Какое отражение они получили в традиционном искусстве чайной церемонии, искусстве цветочных композиций - икэбане и в садово-парковом искусстве? Домашние задание: Расскажите о наиболее значимых культурных традициях Японии: Традиционный японский дом Сумо Кимоно Театр Но Самураи

Слайд #37