Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв
Читать

Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв

Презентация на тему Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в.. Особенности литературного процесса второй половины 19 в.. Реализм как литературно – художественное направление.

Слайд #2

Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв. И мы, как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно. А. Герцен

Слайд #3

Петр Яковлевич Чаадаев появление в московском журнале «Телескоп» «Философического письма» (осень 1836г) «Это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь; тонуло ли что-то и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - всё равно надо было проснуться». А.И. Герцен

Слайд #4

Слайд #5

Западники «Замкнутая личность западного человека удивляет односторонностью. Он всегда доволен собой. Он никогда не забывает личных видов» Тем не менее, западники полагали, что именно западноевропейский путь – наиболее естественный и разумный для России Представители: А.И. Герцен, И.С, Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…

Слайд #6

Как отразились их взгляды в литературе? Западники 40-х годов усиленно развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в западноевропейские страны. Эти произведения знакомили русского читателя с новейшими политическими течениями и научной мыслью Европы. Журналы «Отечественные записки», «Современник».

Слайд #7

Славянофилы Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда «мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно». Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного. Представители: В.И. Даль, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский…

Слайд #8

Как отразились их взгляды в литературе? Славянофилы придавали большое значение изучению произведений народного творчества (собирали песни, сказки, пословицы и поговорки). Журналы «Москвитянин», «Русская беседа»

Слайд #9

По ч в е н н и к и «Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати. Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» – его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Представители: братья Достоевские, А.Григорьев, И.Страхов Журналы: «Время», «Эпоха»

Слайд #10

Отношение к крепостному праву революционно- демократическое направление: путь крестьянской революции либерально- просветительское направление: критика самодержавия, путь реформ Либерализм? Социализм? Нигилизм?

Слайд #11

Спор о роли искусства и писателя «гоголевское» направление «пушкинское» направление Литература должна быть социально ориентирована Главное в творчестве – само творчество «социально- критическое искусство» «чистое искусство»

Слайд #12

Свое- образие литера- туры жанров, развитие жанра романа тем в прозе типов, характеров личности самого писателя, его идей критики, журналистики, публицистики разнообразие особая роль

Слайд #13

Роман – ведущий жанр литературы этого периода Идеологический, социально-психологический роман (Ф.М. Достоевский); Социально-политический роман, «утопия»(Н.Г. Чернышевский); Социально-философский роман (И. С.Тургенев); Сатирический роман, «антиутопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин); Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)

Слайд #14

Реализм. (от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве. Определение Ф. Энгельса: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»

Слайд #15

Этапы развития реализма: Просветительский (Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов); «Синкретический», т.е. сочетающий реалистические и романтические мотивы (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов); Критический, отличающийся обличительной направленностью (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и другие писатели 2-ой половины 19в.)