Расцвет русского зодчества в XVI-XVII веках
Презентация на тему Расцвет русского зодчества в XVI-XVII веках к уроку Истории
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Слайд #2
В XVI веке на Руси завершается процесс объединение земель вокруг Москвы. Художественные процессы, сопровождавшие формирование централизованного русского государства, нередко называют «русским возрождением».
Слайд #3
Развитие и укрепление государства требовало демонстрации его силы и мощи. Храмовое строительство как нельзя лучше подходило для этой цели. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47
Слайд #4
В конце XV века формируется центральный архитектурно-культовый ансамбль государства – Соборная площадь Московского Кремля.
Слайд #5
Соборная площадь явилась не только средоточием главных государственных храмов. Здесь представлены важнейшие типы русского храмового зодчества: пятиглавые и одноглавые храмы, гражданские палаты, столпные колокольни. Д. Кваренги. Соборная площадь, 1797
Слайд #6
Архангельский собор – усыпальница Великих князей и царей московских (1505-1508). Это величественный пятиглавых храм с чертами итальянского Возрождения.
Слайд #7
Успенский собор – главный храм государства, где короновались цари и объявлялись указы (1475-79). Этот тип храма будет культивироваться в течение четырех веков в качестве основного, государственного.
Слайд #8
Благовещенский собор – домовый храм русских князей и царей (переделка 1563-66 годов). Такие многоглавые храмы будут и в дальнейшем выражать торжество и ликование.
Слайд #9
К XVII веку большой пятиглавый храм, в разработке которого принял деятельное участие патриарх Никон, станет единственно разрешенным официальным типом храма. Спасский Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве, 1645-47
Слайд #10
Очень часто каменные храмы стоили на месте старых деревянных. В новые постройки невольно переносили привычные черты деревянного зодчества (шатровые верхи, галереи-гульбища, четверики и восьмерики). Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой, вход на галерею, 1533
Слайд #11
Одним из самых значительных храмов подобного типа стала церковь Вознесения в царском селе Коломенское под Москвой (1533).
Слайд #12
Для защиты молодого русского государства возводилось множество крепостей. Большинство русских крепостей, сохранившихся сегодня, построены в это время. Симонов монастырь под Москвой, башня «Дуло», XVI век (шатер XVII века)
Слайд #13
И в храмовую архитектуру зодчие переносили приемы крепостного строительства. Появились храмы, напоминающие крепостные башни – столпные храмы. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой, XVI век
Слайд #14
В самых значительных постройках зодчие часто сочетали особенности строительства шатровых и столпных храмов. Самой яркой постройкой такого типа стал Покровский собор в Москве (1552-54).
Слайд #15
Главный фасад собора с галереями и крыльцами обращен в сторону Кремля.
Слайд #16
Потому в самой постройке видели символ Небесного Иерусалима (града Божьего), либо легендарного града Китежа. В структуре Покровского собора (собора Василия Блаженного) отразилась центральная государственная идея того времени – утверждение Москвы как третьего Рима.
Слайд #17
Черты деревянного строительства, с его обильными украшениями резьбой, были перенесены русскими мастерами в монастырское и гражданское зодчество. Крутицкое подворье в Москве, окна трапезной, 1682
Слайд #18
Примером для подражания здесь стал Теремной дворец Московского Кремля. 1635-36
Слайд #19
Его почти венецианская внешность прекрасно дополнялась типично русским «травным» орнаментом в интерьерах.
Слайд #20
К XVII веку Московский Кремль окончательно потерял свое оборонное значение, и в соответствии с новыми вкусами над его башнями были возведены многоярусные шатры.
Слайд #21
В XVII веке обилие каменных узоров пришло и в храмовое зодчество, породив особый стиль – «русское узорочье». Церковь Рождества Богородицы, в Путинках, 1646-52
Слайд #22
Церковь Троицы в Никитниках в Москве, 1628-51
Слайд #23
Бурно расцветает в это время древнее искусство изразцовой керамики. Теперь расписными керамическими плитками закрывают наружные стены здания, выводя прихотливые фризы и узоры. Крутицкое подворье в Москве, изразцы Надвратного терема, 1693-94
Слайд #24
В самом конце XVII столетия на Русь проникают идеи модного тогда в Западной Европе барокко. Появляется множество подражаний, которые однако еще продолжают линию «русского узорочья». Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693
Слайд #25
Пока все «барочные затеи» ограничиваются дворянскими усадьбами. Потому и называют постройки такого стиля «голицынским барокко» или «нарышкинским барокко». Церковь Покрова Богородицы в селе Фили под Москвой, 1693
Слайд #26
В этих постройках видны попытки зодчего выстроить абсолютно симметричную композицию, которая, тем не менее, повторяет форму русского столпного храма. Церковь Знамения в селе Дубровицы под Москвой, 1690-1704
Слайд #27
Несмотря на обилие скульптуры и употребление некоторых барочных форм, эти постройки завершают развитие «русского узорочья». Настоящее русское барокко развивается по иному пути уже в XVIII веке. Церковь Знамения в селе Дубровицы под Москвой, 1690-1704