Валерий Яковлевич Брюсов ( 1873 - 1924 )
Презентация на тему Валерий Яковлевич Брюсов ( 1873 - 1924 ) к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Учитель Е.И.Лебедева
Слайд #2
«Вы – поэт божьей милостью» М.Горький «…читать Брюсова – огромное наслаждение…» А. Луначарский
Слайд #3
В.Я.Брюсов – один из ярчайших представителей Серебряного века. Литературный критик, переводчик, историк литературы, пушкинист, поэт. В.Брюсов родился 1 декабря 1873 г. в Москве в зажиточной купеческой семье. Рос живым , любознательным ребёнком, читать научился в четыре года. С юных лет слушал разговоры об «умных вещах», читал книги научного содержания. Знания не по годам пробудили в нем мечту «стать великим». Сочинять начал рано. Уже в гимназии осознавал себя поэтом.
Слайд #4
Знакомство с поэзией французских символистов Верлена и Рембо стало для Брюсова «целым откровением». Юный Брюсов задумывается о назначении поэта, хочет быть вождём русской поэзии. Уважая Пушкина, понимает, что выразить отношение к концу века может только через символизм. Брюсов считал целью создать в России новую поэтическую школу, а задачей символизма – утончить, изощрить поэтические средства, чтобы лучше выразить сложный мир современника.
Слайд #5
Юному поэту. Юноша бледный, со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. 1896
Слайд #6
В 1894-1895 г.г. вышли в свет три выпуска «Русские символисты». Составителем и автором большинства стихов был В.Брюсов. Ему 20 лет. Он студент Московского университета. В «Русских символистах» Брюсов предполагал дать читателям все возможные образцы поэзии символизма. Он искал новые стихотворные формы, впечатления.
Слайд #7
Творчество. Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают словно блестки, При лазоревой луне. Входит месяц обнаженный При лазоревой луне… Звуки реют полусонно, Звук ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене. 1895
Слайд #8
В 90-е годы у Брюсова выходят первые сборники его стихов, которые обращали на себя внимание названиями ( «Шедевры», «Это – я» ) эпатирующего ( вызывающим на скандал) характера. В ранних стихах преобладали экзотические образы, мотивы откровенно чувственной любви, творческая фантазия. Поэт большое внимание уделял формальному экспериментированию, совершенствованию технических навыков стихосложения. В 1900 г. выходит новая книга Брюсова «Третья стража». Эта книга стала событием в литературе. «Впервые в рецензиях на эту книгу ко мне отнеслись как к поэту»,- писал Брюсов. «Третья стража» - книга двух планов : поэт освещает прошлое человечества через лики разных героев («Любимцы веков») и говорит о современности («Я люблю большие дома»). В этой же книге остро встает тема Времени. Предчувствия Брюсова мрачны. В стихотворении «В дни запустений» настоящее видится ему огромным зданием в шатких строительных лесах.
Слайд #9
Явлением реальности, соединяющим прошлое и настоящее. Стал для Брюсова образ города. Сборник 1903 года «Граду и миру» показывает неоднозначность отношения к этому образу. С одной стороны, воспевание культурных и материальных ценностей, с другой – ужас перед разрушительной силой незримых чудовищ, уродливой действительностью, борьба «города с людьми». Октябрьскую революцию Брюсов безоговорочно поддержал, с головой окунулся в общественную работу. Он проделал огромную работу по сохранению частных библиотек и усадеб. При всей занятости не переставал писать стихи. Стихотворение «Работа» стало программным в первые годы Советской власти. В 1920 г. выходит новая книга «В такие дни», в которой главными темами были две – Россия и революция. В последние годы В.Брюсов меняет свою позицию на поэзию : «Было бы несправедливо, если бы поэзия навеки должна была ограничиться , с одной стороны, мотивами «о любви и природе», с другой - «гражданскими темами». Всё, что волнует и интересует современного читателя. Имеет право на отражение в поэзии».