Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу XVIII века
Презентация на тему Заочная экскурсия по Санкт-Петербургу XVIII века к уроку Истории
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Слайд #2
Историческая проблема Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени это нашло отражение во внешнем облике Санкт-Петербурга?
Слайд #3
Архитектурные памятники Санкт-Петербурга XVIII в. Архитектурное сооружение Архитектор Год создания Назначение Архитектурные особенности Архитектурный стиль
Слайд #4
Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье , береговой её гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный… А.С. Пушкин
Слайд #5
Основание Санкт-Петербурга Поздней осенью 1702 г. русские войска овладели шведской крепостью Нотебург, тотчас переименованной Петром I в Шлиссельбург –Ключ-город. А в конце апреля-начале мая 1703 г. Пётр выбрал место для будущей крепости у правого берега Невы
Слайд #6
Петропавловская крепость Апостол Петр, по христианскому преданию, был хранителем ключей от рая, и это тоже казалось русскому царю символичным: город, носящий имя его небесного покровителя, должен был стать ключом от Балтийского моря. Только несколькими годами позже крепость стали называть Петропавловской - по названию ее главного собора. 16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Петр назвал новую крепость "Санкт - Питербурх", это же имя получил и возникающий вокруг Заячьего острова город.
Слайд #7
Собор Петра и Павла Как и все первые петербургские постройки, первая церковь была срублена из дерева. Церковь была достроена 1 апреля 1704 года и освящена во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор, построенный в 1712-1733 году по проекту архитектора Д. Трезини , является памятником архитектуры петровского барокко и главнейшим символом Санкт-Петербурга.
Слайд #8
Иоанновский мост История Иоанновского моста началась вместе с историей Санкт-Петербурга, в 1703 году, когда была заложена Петропавловская крепость – первое строение молодого города. Иоанновскому мосту было суждено стать первым мостовым сооружением Северной Столицы. Тогда он был наплавным, деревянным мостом, ставшим переправой через Кронверкскую протоку и соединившим собой крепость со строениями на Городовом (ныне Петроградском) острове.
Слайд #9
Летний Дворец Петра Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Чуть позже был возведён Летний дворец Петра
Слайд #10
Адмиралтейские верфи Адмиралтейские судостроительные верфи были заложены Петром I на левом берегу Невы осенью 1704 года. Проект был разработан самим государем и включал верфи, доки, мастерские для строительства и ремонта кораблей, а также склады для хранения строительных материалов, корабельного вооружения и снаряжения.
Слайд #11
Адмиралтейство Спустя несколько лет в центре этого двора возвели каменный корпус Адмиралтейской коллегии, а над ним башню со шпилем, увенчанным корабликом. В 19 веке здание было перестроено архитектором Захаровым Первое здание Адмиралтейства представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П" с производственным двором, раскрытым к Неве.
Слайд #12
Набережная Невы Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех сторон земли К богатым пристаням стремятся. В гранит одетая Нева, Мосты повисли над водами… (А.С. Пушкин.)
Слайд #13
Кунсткамера На набережной Невы до сих пор стоит здание Кунсткамеры, первоначально едва ли не самое нарядное и затейливое здание Петербурга.. Строительством Кунсткамеры в 1714 г. занимался немецкий архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием.
Слайд #14
Стрелка Васильевского острова В 1783 году «Комиссией о каменном строении Санкт-Петербурга» было решено построить на стрелке здание биржи и новый академический корпус между Кунсткамерой и «Двенадцатью коллегиями». Проект разработал Д. Кваренги
Слайд #15
Сенатская площадь Сенатская площадь была названа так в 1763 году после размещения на ней правительственного учреждения Сената.
Слайд #16
Исаакиевский собор В 1710 году на берегу Невы, построили первое деревянное здание Исаакиевской церкви. Позже оно перестраивалось в камне. Исаакиевский собор стал ограничивать противоположную (южную) часть Сенатской площади
Слайд #17
Медный всадник Этьен-Морис Фальконе, выходец из Швейцарии, является автором знаменитого «Медного всадника» –яркого образца классицизма в скульптуре, отмеченного величественностью, лаконичностью и поэтической выразительностью.
Слайд #18
Э р м и т а ж Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле, сложившемся в XVIII - XIX веках, занимает Зимний дворец - резиденция русских царей, построенная в 1754 -1762 годах по проекту Ф.Б. Растрелли.
Слайд #19
Здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра, расположенные на противоположных берегах Зимней канавки, связаны между собой одноарочным мостиком с галерей. Этот самый первый гранитный мост города был перекинут через Зимнюю канавку в 1763-1766 гг. К зданию Старого Эрмитажа примыкает “Лоджия Рафаэля” - галерея, идущая вдоль набережной Зимней канавки (1783-1794 годы, архитектор Дж. Кваренги).
Слайд #20
Э р м и т а ж Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Сегодня в Эрмитаже открыто для обозрения почти 400 залов, в нем хранится около 2700000 экспонатов.
Слайд #21
Железо, покорясь влиянию огня, здесь лёгкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады. Полтавская рука сей разводила сад! П. Вяземский Летний сад
Слайд #22
Решётка Летнего сада Во вкусе восемнадцатого века Расставлен был в шпалерах Летний сад – Теней истории библиотека, Живой свидетель царственных оград. О Фельтен! Как дивятся поколенья Твоей решетке (век она жива!), Когда сквозь тонко связанные звенья Просвечивает сизая Нева… В. Рождественский
Слайд #23
Михайловский замок Михайловский замок был построен в 1797-1801 годах по приказу императора Павла I, который хотел сделать его своей официальной резиденцией. Архитекторы В. Ф. Бренна и В. И. Баженов создали замок по мотивам средневековых дворцов.
Слайд #24
Александро-Невская лавра Один из старейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, Александро-Невская Лавра, был заложен в 1710 году на том месте у Невы, где по преданию произошла важнейшая битва со шведами, определившая победу России.
Слайд #25
Смольный собор Один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко, Смольный, располагается на берегу реки Невы. Центром монастырского комплекса, в архитектуре которого органично сочетаются формы древнерусского зодчества с элементами европейской архитектуры, стал великолепный бело-голубой Смольный собор. Строительство было поручено придворному архитектору Растрелли, который и начал работу в 1749 году.
Слайд #26
Никольский морской собор Великолепный памятник позднего русского барокко, золотоглавый Никольский морской собор был разработан архитектором С. И. Чевакинским, которому и были поручены работы по строительству собора, длившиеся с 1753 по 1762 год.
Слайд #27
Чесменский храм Це рковь Рождества свято го Иоа нна Предте чи (Чесме нская) построена в ознаменование победы русского флота над турецким в Чесменской бухте . Строительство было доверено архитектору Ю.М. Фельтену. В то время в Европе господствовала мода на английскую готику. Церковь щедро декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками - пинаклями и зубчатым парапетом.
Слайд #28
В гранит одетая Нева, Мосты повисли над водами… А.С. Пушкин
Слайд #29
Петергоф Величественная панорама открывается при подходе к Петергофу с моря: самую высокую точку занимает Большой дворец, возвышающийся на краю естественной 16-метровой террасы. На ее склоне сверкает золотом скульптур и серебром фонтанных струй Большой каскад. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра).
Слайд #30
Петергоф . Перед каскадом и центре водного ковша взмывает мощная струя фонтана "Самсон", а далее воды устремляются к заливу по прямому, как стрела, Морскому каналу.
Слайд #31
Царское село Своим существованием Екатерининский дворец обязан трем императрицам — Екатерине I, Елизавете Петровне и Екатерине II. Они уделяли его строительству огромное внимание. Их фантазии и личные вкусы воплощали в жизнь сотни талантливых архитекторов, художников, скульпторов, садоводов. По имени первой владелицы дворца Екатерины I он получил свое название.
Слайд #32
Архитектурные стили Барокко Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида. В России барокко появляется еще в XVII веке («нарышкинское барокко», «голицынское барокко»).
Слайд #33
Архитектурные стили В XVIII веке барокко получает развитие в творчестве Д. Трезини (Александро-Невская лавра, Летний Дворец Петра, собор Петра и Павла) — так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), и достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны творчестве С. И. Чевакинского (Никольский морской собор, перестроенное здание Кунсткамеры) и Б. Растрелли (Зимний дворец, собор Смольного монастыря, Екатерининский дворец в Царском селе),И.Е.Старова (здание Сената и Синода).
Слайд #34
Архитектурные стили Классицизм. Характерными особенностями стиля являются монументальность, величественная простота, торжественность, гармония линий и объёмов. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов. Русский классицизм — архитектурный стиль, распространённый в России во второй половине XVIII—XIX веках. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разностилевых элементов, отход от жёстко регламентированных приёмов и форм классицизма.
Слайд #35
Архитектурные стили Классицизм в Санкт-Петербурге XVIII в. получает своё развитие в творчестве А. Д. Захарова (Лютеранская церковь в Гатчине, проекты мостов в Гатчине), Ч. Камерона (дворец в Павловске, галерея в Царском селе), Д. Кваренги (первый зимний дворец Петра I – Эрмитажный театр, дом Салтыкова - университет культуры, дом губернских присутственных мест), И.Е. Старова ( Таврический дворец)
Слайд #36
Историческая проблема Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени это нашло отражение во внешнем облике Санкт-Петербурга?