Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль
Читать

Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль

Презентация на тему Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Творчество А.С. Пушкина. Пушкинский стиль. Презентация подготовлена ученицей 6 «б» класса МОУ Большемурашкинской СОШ Немчунович Анастасией. Консультант: учитель русского языка и литературы высшей категории Круглова И.А. МОУ Большемурашкинская СОШ. Районная научно-практическая конференция.

Слайд #2

Отношение писателя к языку во многом (если не во всем) определяет особенности и основные элементы его художественной системы. «Есть у нас свой язык; смелее!», – восклицал Пушкин. Писатель учит ребёнка чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в юных сердцах любовь к художественному слову.

Слайд #3

О языке художественной прозы Пушкина можно сделать ряд выводов: Решение Пушкиным «проблемы славянизмов». В языке художественной прозы Пушкин избегает всего лишнего. Передача целого комплекса понятий и эмоций через деталь, выраженную всего несколькими словами или одним словом. Поразительно гармоничная «сплетенность» ее из разностильных элементов.

Слайд #4

Исследователи выделяют такие особенности пушкинского стиля, как подчеркнутое превосходство «действия» над «описанием» (сравнительно малое количество описаний при стремительном развертывании действия) («...на глагол падает максимальная нагрузка выразительности... У Пушкина выразительность достигается глаголом в большей степени, чем эпитетом»).

Слайд #5

«Каждое слово отбирается Пушкиным с максимальной тщательностью и сочетается в предложении с другими словами с максимальной точностью».

Слайд #6

Там, где внимание читателя не заостряется на мелких деталях и, тем более, на эмоционально-психологических состояниях персонажей, Пушкиным используется в основном прием «общего» описания действия/состояния героя. Где необходимо передать лишь определенное положение героя в пространстве либо его «общее» эмоциональное состояние, чаще употребляются глаголы, во-первых, в их прямом значении, во-вторых, без каких-либо дополнительных смысловых оттенков (сидела, стояла, пела и т.п.).

Слайд #7

Когда мы сталкиваемся с точкой зрения всезнающего автора, выбираются глаголы, насыщенные дополнительными смысловыми оттенками (зачастую передают эмоционально-оценочную характеристику персонажа) (спешила, припоминать, дуясь, не слыхала, затрепетала, прокрадывался и т.п.).

Слайд #8

Когда авторская речь (или речь рассказчика) перенимает определенную повествовательную манеру, присущую тому/иному персонажу, могут широко использоваться экспрессивные слова, диалектизмы, жаргонизмы(«не слыхала», «надобно», «душенька»).

Слайд #9

Не случайно, говоря о языке Пушкина, мы часто употребляем слова «гармоничный», «органический» – эти эпитеты оправдывают себя не только по отношению к индивидуальному пушкинскому словоупотреблению, но и ко всей его художественной системе.

Слайд #10

Лирика Пушкина - тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкина и в его лирике выступает открыто.

Слайд #11

Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику, на систему деталей, то увидим ту же особенность : ясное, чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность.

Слайд #12

Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных средств. Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей ее резкости,  была именно естественной, живой, непринужденной.

Слайд #13

Для пушкинской композиции  нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке.

Слайд #14

Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность, контрасты и действенность этой формы. Он неизменно ценит такие средства поэтики, как рефрен : Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, сравнение: То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, композиционный повтор: На печальные поляны Льет печально свет она.

Слайд #15

«В творчестве Пушкина были выработаны и закреплены осознанные и принятые современниками и последующими поколениями общенациональные нормы русского литературного языка». Писатель учит нас чувствовать запах и вкус поэзии русского народа. Пушкин будит в наших сердцах любовь к художественному слову. Заключение.