Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов
Читать

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов

Презентация на тему Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов к уроку по русскому языку

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

Слайд #2

Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин. Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

Слайд #3

Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским. Увидеть художественные особенности каждой картины. Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику. Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

Слайд #4

Портрет (от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.

Слайд #5

Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина». Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

Слайд #6

1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Зиму 1826 - 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве. Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта. В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением. К осени он, "почуя рифмы", уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого». Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.

Слайд #7

Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год. Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

Слайд #8

Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта. Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта. Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта. Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр. Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта». Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

Слайд #9

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год Москва, Государственная Третьяковская галерея

Слайд #10

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому. Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина».

Слайд #11

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков. Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г. Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»

Слайд #12

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.» Позже Дельвиг заказал художнику Н.И. Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Н.И.Уткин. Портрет А.С.Пушкина

Слайд #13

Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину. Вставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложений.

Слайд #14

Проверьте себя: Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие», поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина: один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. [ ], ( поэтому). – придаточное присоединительное [ ], и [ ]: ( ), а ( ). – сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Двоеточие указывает на то, что последующие предложения поясняют содержание предыдущего предложения. На месте двоеточия можно вставить по смыслу слова а именно. Первая запятая выделяет деепричастный оборот шутливо ссылаясь на «арапское безобразие»; тире – пропуск сказуемого в неполном предложении.

Слайд #15

Описать каждый портрет в отдельности. Сначала подробно рассказать об одной картине, затем о другой. В заключение перечислить наиболее яркие признаки сходства и своеобразия каждой картины. Выразить своё к ним отношение. Описывать портреты поочерёдно, сразу указывая на их общие черты и их своеобразие. Подвести итог, сделать общий вывод. Выразить своё отношение к двум портретам А.С.Пушкина. Прочитайте варианты сочинений и ответьте на вопрос, как можно построить сочинение-сопоставление двух портретов А.С.Пушкина? Последовательное описание картин Параллельное описание картин

Слайд #16

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина (отвечая на вопросы, делайте записи в таблице) Ответим на следующие вопросы: В какой обстановке изображён поэт? Какова его поза, жесты? Как изображено его лицо (глаза, губы)? Как одет поэт? Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены? Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник? Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить? Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

Слайд #17

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина Пункт плана В.И.Тропинин О.А.Кипренский История создания картины Замысел художника В какой обстановке изображён поэт Как изображён поэт (поза, жесты, лицо, одежда) Что ещё изображено на картине и с какой целью? Каков колорит картины? Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету? Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?

Слайд #18

Сравнительная характеристика двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке, текст упражнений 205 и 238, раздаточный материал, заполните таблицу. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина» Василий Андреевич Тропинин. «Портрет А.С.Пушкина»

Слайд #19

Домашнее задание Заполнить таблицу. Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

Слайд #20

Использованные источники: Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. Произведения изобразительного искусства.8 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1999. – с. 34 – 36 Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. – 1999, N 4. - с. 5-7. Личные вещи А.С.Пушкина http://www.museumpushkin.ru/archive/?id=33&c=3 Пелевин Ю.А. Тропинин, Василий Андреевич. Портрет А.С. Пушкина. 1827. Всесоюзный музей А.С. Пушкина. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=18702&cat_ob_no Перстень Пушкина http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E5%F0%F1%F2%E5%ED%FC_%CF%F3%F8%EA%E8%ED%E0 Пушкин в портретах Тропинина и Кипренского. http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm