Техника русской иконописи
Презентация на тему Техника русской иконописи к уроку по технологии скачать смотреть бесплатно
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Техника русской иконописи Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литературное учение церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы Монахиня Иулиания Выполнила: Володина Эльвира, учащаяся 10 класса Ломовской средней школы Руководитель: Васильева Ольга Николаевна, преподаватель МХК 2009 год
Слайд #2
Проблемный вопрос Как воплощается Слово в иконописном искусстве?
Слайд #3
Основные задачи Выяснить, что такое икона Узнать, какие требования предъявлялись иконописцу Изучить этапы иконописания Познакомиться со способами украшения икон.
Слайд #4
Что такое икона Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Богоматерь Толгская, тронная. 1327 год. Ярославская иконопись
Слайд #5
Первая икона Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.
Слайд #6
Каким должен быть иконописец быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам духовным …и исповедываться со смирением». по преданию, первым иконописцем был евангелист Лука Евангелист Лука пишет икону Богоматери. 1680 год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись
Слайд #7
Иконописная школа в Сергиев-Посаде В Успенском соборе Московского Кремля Курсовая работа Натальи Горпиненко «Святая мученица Татиана»
Слайд #8
Этапы иконописания Подготовка основы Грунтование доски Золочение Прорисовка Нанесение красочного слоя Олифление
Слайд #9
Подготовка основы Тыльная (обратная) сторона иконы
Слайд #10
Подготовка основы Иконы писали на досках Доска для иконы готовится из липы, лиственницы, сосны или ольхи На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление Углубленная часть доски называется ковчегом.
Слайд #11
Грунтование доски По лицевой поверхности доски наносится клей наклеивается паволока (белое льняное полотно) из мела или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас) и наносится на подготовленную доску.
Слайд #12
Прорисовка Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробная Икона. Святая Лидия. Прорисовка изображения
Слайд #13
Прорисовка Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцов Икона. Господь Вседержитель. Перевод рисунка способом « на отлип»
Слайд #14
Прориси святых Святая княгиня Святая равноапостольная княгиня Ольга Апостол
Слайд #15
Золочение Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали – золотили червонным золотом это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя вместо золота пользовались также алюминием или фольгой Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век
Слайд #16
Нанесение красочного слоя Иконы издревле писались темперой Темпера – краска, состоящая из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного на желтке или белке Начать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого
Слайд #17
Пробелы После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местам Пробелы на горках и палатках Плащ Архангела Гавриила
Слайд #18
ОХРЕНИЕ И АССИСТ Основной цвет телесных частей – санкирь Высветление санкиря называется охрением Ассистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья Ангелов. Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
Слайд #19
Олифление Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии
Слайд #20
Оклад иконы Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век. Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская церковь
Слайд #21
Мои выводы 1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения. 2. Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил. 3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами. 4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Слайд #22
Планы на будущее Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я бы хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.
Слайд #23
БИБЛИОГРАФИЯ Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение. 1978. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - Свято-Троицкая Сергеева лавра. 1998. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М. ИнфоАрт. 1991. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с. История искусства для детей. Икона. – М.: Издательский дом «Росмэн», 2002 6. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: «Искусство», 1983