Украинский народный костюм
Читать

Украинский народный костюм

Презентация на тему Украинский народный костюм к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Акбулакская средняя общеобразовательная школа № 2 «Украинский народный костюм». Работа ученицы 10 «А» класса Ахмаметьева Анастасия

Слайд #2

Содержание 1. Введение. 2. Украинский национальный костюм и Его влияние на современную моду. а) Декорирование. б) Мужская одежда. в) Женская одежда. 3. Заключение. 4. Понятийный словарь. 5. Список литературы.

Слайд #3

1. Введение. Одежда несёт в себе образную характеристику не только отдельного человека, но и нации, народности и даже целой эпохи. Первой одеждой человека были шкуры животных, первые «ткани», которыми обёртывали тело, создавались из пенки и трав. Материалы и способы их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жёстких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся позже более сложным силуэтам костюма.

Слайд #4

На Украине большое влияние уделяется сохранению материальной культуре прошлого. Предметом изучения стала старинная утварь, народная национальная одежда, изделия домашнего убранства, украшения. Ведь история одежды с древних времён до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. И поэтому каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагает свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Традиционный украинский костюм - это яркие краски, пышные сборки, богатые вышивки, цветы, ленты, серебро и кораллы... Южнорусская простота с привкусом восточной роскоши, любовь к которой украинцы переняли у соседей-кочевников, и налетом западной изысканности, доставшейся в наследство от других соседей, поляков, - вот что такое украинский костюм.

Слайд #5

В прошлом основным материалом для народной одежды на Украине служило домотканое полотно из конопли или льна. Из него шили мужские и женские рубахи, штаны, фартуки, иногда и летнюю верхнюю одежду. Широко использовались и шерстяные ткани, как местного производства, так и привозные. Как и в одежде других народов, в украинской значительные различия определялись географическими и хозяйственными особенностями отдельных регионов, а также социальными факторами.

Слайд #6

Слайд #7

Декорирование одежды. Орнаментальные мотивы были геометрическими (ромбы, розетки, звезды), растительными. Способов вышивания и их разновидностей имелось много. Древнейшими видами народной вышивки были заволiкання, занизування и настилування. Вариантом последней техники является широко распространенная на Украине вышивка гладью. Известная техника вирiзування обычно применялась с другими видами вышивки. Кроме эстетического значения, вышивка на одежде нередко маркировала возраст людей, их семейное и социальное положение.

Слайд #8

По цветовой гамме вышивки украинские сорочки делятся на одноцветные, двухцветные и полихромные. Первые характерны для Польши, Черниговщины и Полтавщины, двухцветные - преимущественно для Киевщины и большей части Подолья, полихромные - для Западного Подолья и Карпат. Для вышивок северной части Украины (северные районы Черниговщины и Волыни) характерен красный цвет. Вышивка этих районов аналогична русской и белорусской. В средней полосе Украины (юг Черниговщины, Полтавщина, Харьковщина, Киевщина, северные регионы Днепропетровщины и Херсонщины) красные цвет встречается наряду с синим, реже - с черным. В южных районах к этим цветам присоединяется желтый. В Подолье черный цвет встречается в соединении с красным.

Слайд #9

В районах, граничащих с Бессарабией и Буковиной, встречается вышивка, обогащенная бисером и металлическими украшениями, что сближает ее с молдавской и южнославянской. 15 Закарпатские тканые изделия примыкают к белорусско-русским. На Гуцульщине получил многостороннее развитие типичный для всех восточных славян прием орнаментации тканей в виде чередующихся гладких и орнаментированных полос и бордюров. В Украинском художественном ткачестве получила широкое развитие растительная орнаментика, излюбленным мотивом при этом стал ветвистый цветок или дерево. Этот мотив характерен как для рушников, так и для ковроткачества, распространенного на Украине повсеместно, но особенно в центральной и восточной ее областях.

Слайд #10

б) Мужская одежда. Рубаху шили из трёх полотнищ домотканого полотна с асимметричным расположением швов и длинным центральным размером, застёгивающимся около ворота. Большинство украинских рубах не имеет воротников. Ворот стягивали с помощью шнура или тесьмы, которые продёргивали через петельки, расположенные с обеих сторон. Рукава были пришивными, прямыми, длиной до запястья. Различной была длина рубах: выше или ниже колена, что связано с определённым способом ношения. Например: в Западной Украине рубаху носили поверх, а в центральной и восточных её районах заправляли в штаны.

Слайд #11

Рубаху туникообразного покроя шили из перегнутого пополам полотнища, без плечевых швов, нередко с боковыми вставками, с низкими проймами. Широкие пришивные рукава часто имели двухшовную конструкцию. Сборок возле ворота у них не было. Такой покров был наиболее распространён в Приднепровье, на Подолии, в Закарпатье и на Буковине. Ко второму типу относятся рубахи со вставками (поликами) на плечах. Они имели неширокие рукава и обязательно присборивались около ворота спереди и с боков мелкими сборками, закреплёнными обшивкой горловины. Эти рубахи носили в Полесье, Северном Приднестровье и Галичине. Третий тип – короткая рубаха (оставлявшая часть тела выше пояса оголённой) с очень широкими (почти одинаковыми с подолом), относительно короткими, присборенными у пройм рукавами и неглубоким центральным пазушным размером. Она была распространена в Закарпатье.

Слайд #12

Различались по покрою и штаны. Портяницы кроились так же, как и древнерусские порты, из двух прямых перегнутых полотнищ, соединённых неширокой прямоугольной вставкой, стягивались у ступни и не имели гульфика, пояса и карманов. Держались портяницы на ремне (очкуре) или шнурке, продёрнутом через рубец верхнего края. Такие штаны носили в Полесье и западных областях Украины. В карпатских горах и на Буковине их шили очень длинными, носили присборенными, заправленные в короткие чулки (панчохи). Шили портяницы обычно из красного сукна и украшали несложной цветной вышивкой или простой обшивкой по боковым швам и низу.

Слайд #13

Наибольшее распространение имели шаровары. Для их изготовления широкие куски холста соединялись между собой просторной вставкой – мотнёй. Как и портяницы, шаровары держались на шнуровке, а вместо гульфика имели неглубокий передний разрез. У казаков шаровары были с боковыми карманами. Шили их из домотканого полотна, сукна, а для праздничного костюма и из шёлка. Наиболее распространённым цветом штанов у основной массы крестьян был белый, у казаков – преимущественно синий, реже – чёрный и красный. Носили шаровары навыпуск и иногда их подвязывали у щиколоток шнурами или заправляли в сапог, делая очень низкий напуск.

Слайд #14

Безрукавка – короткая, до пояса одежда без рукавов. В древности она делалась из цельной шкуры овцы мехом внутрь и надевалась через голову и центральный пазушный разрез. Другой вид безрукавки – распашной кептарь у гуцулов, туникообразного покроя из перегнутых пополам шкур, сшитых мехом внутрь, без бочков и клиньев, воротника с глубокими низкими проймами. Нарядные кептари украшались шнурами, аппликациями из кожи, бахромой и металлическими бляшками.

Слайд #15

Сердак – наплечная одежда с рукавами, туникообразного покроя. Он имел небольшие разрезы по бокам и на подоле, прямые и широкие рукава и невысокий воротник – стойку. Сердак из красного, тёмно – красного, серого, чёрного, реже белого сукна носили, как и другую верхнюю одежду, поверх кептаря. Украшали сердак вышивкой, шнурами, бахромой и помпонами. Важную роль в украинском мужском народном костюме играл пояс – широкая лента из плотной ткани с вытканным на ней узором, с бахромой или кистями на концах, который повязывался поверх штанов. В повседневном костюме концы пояса не выпускали, а закладывали внутрь. Популярным был широкий кожаный пояс – черес.

Слайд #16

Универсальной народной обувью украинцев были постолы из сыромятной кожи. Их было несколько типов: с круглыми незашитыми носами. Постолы надевали иногда на босые ноги, но чаще – на онучи или капци – носки, достигавшие до середины икр. В Полесье носили лапти с онучами, а в горных районах Закарпатья бытовали суконные чулки – панчохи и капчуры, в которые заправляли штаны. Сапоги (чеботы) использовали как повседневную обувь в основном городское население, казачество, а в качестве праздничной – и крестьянство (за исключением Закарпатья).

Слайд #17

Разнообразие головных уборов было обусловлено как региональной, так и социальной спецификой населения. Повсеместно бытовали соломенные шляпы: были с широкими полями и невысокой тульёй и различной формы шапки, сделанные из овчины. Высокие серые, чёрные или белые смушковые качулы или кучмы сельского или среднего слоёв городского населения, а также казаков имели форму усечённого конуса или выпуклой верхней частью. Популярны были низкие плоские мегерки с околышем разной ширины из смушки, куницы, выдры и верхом из сукна, шёлка, бархата.

Слайд #18

Слайд #19

в) Женская одежда. Украинская женская одежда особенно красочна и разнообразна. Рубахи шили из полотна разного качества, различной длины, украшали нарядной вышивкой на плечах, рукавах, груди. Бытовало несколько типов женских рубах. Туникообразную рубаху кроили из перегнутого по утку полотнища. Она была распространена в Закарпатье и на Буковине.

Слайд #20

Другой вид рубахи – с поликами, густой сборкой спереди и под ворот, с прямыми широкими рукавами – был характерен для Левобережья и северных украинских земель. Рубахи так называемого карпатского типа имели рукава, выкроенные вместе с поликами и пришитые к основной части. Рукава были пышными, просторными, немного скошенными внизу. Эти рубахи носили преимущественно в Правобережье, в частности на Подолии, и в Карпатах.

Слайд #21

Основу женского костюма составляет длинная рубашка - кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей - нижняя часть (пiдтичка) шьется из более грубой материи. Цельные женские рубахи (додiльнi) у украинцев считались парадной одеждой, так что носили их исключительно по праздникам. На западе Украины особой популярностью пользовались т.н. польские рубахи - с воротником. На востоке предпочитали рубашки, собранные у ворота в мелкую сборку. Широкий вышитый рукав также собирали у запястья в складки под манжет.

Слайд #22

Отличительная особенность украинской женской рубахи - богатая вышивка не только по груди и рукавам, но и по подолу. Незамужние девушки носили подпоясанную нарядным кушаком рубаху на манер платья. После свадьбы к рубахе добавлялась т.н. поясная одежда - понева. Статусная деталь туалета, полагавшаяся исключительно замужним женщинам. Понева - своего рода передник, только надевается он задом наперед. У украинцев существовало три разновидности этого типа одежды: повседневные запаска и дерга (однотонные, безо всяких украшений), а также праздничная плахта (как правило - в крупную клетку).

Слайд #23

Плахта – относительно более сложная по конструкции и узору поясная одежда. Большое распространение она имела в Центральной и Восточной Украине, особенно в 15 – 17 вв. плахту шили из двух полотнищ домотканого материала в клетку, сшивая их до половины, затем перегибали ткань пополам и подвязывали эту несшитую юбку вокруг талии. Иногда один из концов плахты подтыкали за пояс аналогично обгортке.

Слайд #24

Изобилующий лентами и вышивками украинский женский костюм не может считаться полным без украшений, которые должны были не только радовать глаз, но и отгонять своим звоном всевозможную нечистую силу, беды и болезни. С этой же целью - отогнать беды - носили на шее многочисленные образа, богато расшитые ладанки с мощами святых и молитвами.

Слайд #25

Женская обувь была сходна с мужской – постолы, сапоги. Зажиточные женщины носили черевики. Шили их из кожи (реже из сукна и бархата) в форме полуботинок с заострёнными носками, на средних каблучках.

Слайд #26

Знаменитые украинские венки - классический головной убор незамужней девушки - изготавливались из лент и искусственных либо живых цветов. Все эти цветы и ленты, украшавшие особым образом уложенные на голове косы, должны были образовывать нечто напоминающее богатую корону.

Слайд #27

В отличие от девичьих венков женские головные уборы полностью укрывали волосы. Появиться простоволосой, с непокрытой головой перед людьми (будь то даже родственники) для украинской, да и для любой славянской женщины всегда считалось верхом неприличия. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был (а кое-где и по сей день, остается) обычный четырехугольный платок, прообразом которого на Украине считается головное покрывало (намiтка, перемiтка, серпанок) - длинное полотнище, завязывавшееся сзади так, чтобы концы свободно свисали вдоль спины

Слайд #28

Слайд #29

Слайд #30

3. Заключение. Традиции украинской национальной одежды сегодня широко используется художниками – прикладниками и модельерами при создании современной одежды. 20 век характеризуется индустриальным производством одежды, активным проявлением и быстрой смены моды. Под модой понимается непродолжительное господство определённых вкусов и предложений в какой – либо сфере жизни искусства, особенно ярко мода проявляется в костюме. На неё большое влияние оказывает демократизация костюма, борьба за его функциональность, простоту и удобство. Широкое распространение спорта привело к созданию костюмов нового спортивного стиля.

Слайд #31

Каждая страна, каждый народ в отдельные периоды своего развития налагают свой отпечаток, свои специфические черты на одежду людей. Поэтому в наши дни художники – модельеры всё чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментальных мотивов, выразительность геометрического строя. Использование художниками – модельерами элементов народного костюма придаёт современным модным формам живость, нарядность, многообразие.

Слайд #32

4. Понятийный словарь. Безрукавка – короткая, до пояса одежда без рукавов. Дукачи – монетовидная подвеска. Запаска – наиболее универсальная женская повседневная одежда. Капци – носки, достигавшие до середины икр. Намисто – ожерелье из бус, разнообразных по форме и материалу (камень, стекло, металлы, кораллы). Обгортка – прямоугольный кусок преимущественно красной или чёрной шерстяной домотканины, короче рубахи. Капчуры – суконные чулки, в которые заправляли в штаны. Панчоки – короткие чулки. Сердак – наплечная одежда с рукавами, туникообразного покроя. Стойка – невысокий воротник. Суконный треух – шапка – ушанка. Очкур – ремень. Чеботы – сапоги. Черес – широкий кожаный пояс. Черевики – полуботинки с заострёнными носами, на средних каблучках.

Слайд #33

5. Список литературы. 1. Богатеева З.Л. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М: Просвещение. – 1986. 2. Горина Г.С. Народные традиции в моделировании одежды. – М: Лёгкая индустрия. – 1974. 3. Калашников М.Н. Одежда украинцев 16 – 17 вв. Древняя одежда народов Восточной Европы – М: Наука - 1986. 4. Народное искусство СССР; Альбом сос. В.А.Елкова, Л.Ф. Романова. – М: Искусство – 1972. 5. Советский Союз: Украина: в 22 томах. Под редакцией А.М. Маринич. – М: Мысль – 1969.