Мифология. Боги
Читать

Мифология. Боги

Презентация на тему Мифология. Боги к уроку по МХК

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Мифология Боги

Слайд #2

Аид Аид, Плутон ("невидимый", "ужасный"), в греческой мифологии бог царства мертвых. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон ("получатель множества даров"), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранял трехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых

Слайд #3

Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.

Слайд #4

Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Так возникло чередование времен года.

Слайд #5

Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить ее. Он упросил богиню Земли Гею вырастить необычной красы цветок. Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок в Нисейской долине; его пьянящий аромат далеко разлился во все стороны. Персефона увидала цветок; вот она протянула руку и схватила его за стебелек, вот уже сорван цветок. Вдруг разверзлась земля, и на черных конях появился из земли в золотой колеснице владыка царства теней умерших, мрачный Аид. Он схватил юную Персефону, поднял ее на свою колесницу и в мгновение ока скрылся на своих быстрых конях в недрах земли . Деметра и Персефона и облачении охотниц

Слайд #6

Согласно мифу, у богини Деметры и Зевса была юная, прекрасная дочь Персефона. Зевс предназначил Персефону в жены своему брату Аиду, властителю царства теней умерших. Однажды Аид похитил Персефону, и никто, кроме бога солнца Гелиоса, этого не видел. Опечаленная исчезновением дочери, Деметра отправилась на поиски. Девять дней она безуспешно разыскивала свою дочь, а на десятый день узнала у всевидящего Гелиоса, кто похитил Персефону.

Слайд #7

Деметра разгневалась на громовержца Зевса за то, что он без ее согласия отдал Персефону в жены Аиду. Она покинула богов и Олимп и в образе старухи стала странствовать по земле. Погруженная в печаль, Деметра ничего не видела и не слышала вокруг. А тем временем земля перестала давать урожай, наступил страшный голод. «Замерла жизнь на земле. Гибель грозила всему людскому роду».

Слайд #8

Однажды Деметра пришла к городу Элевсину. Жена элевсинского царя Келея взяла Деметру в няньки к своему сыну. Деметра стала воспитывать Демофона и, решив сделать ребенка бессмертным и неуязвимым, натирала его амброзией и держала ночью над огнем. Как-то раз Метанейра увидела сына, объятого пламенем, и тогда Деметра призналась, что она — богиня, «дающая силы и радость смертным и бессмертным», и приняла свой обычный образ. Но печаль по нежно любимой дочери не покинула Деметру. По-прежнему бесплодна была земля. Голод становился все сильнее. Люди перестали приносить жертвы богам. И тогда Зевс послал в царство Аида Гермеса с повелением вернуть Персефону матери с условием, чтобы она часть года проводила на земле с Деметрой, а остальное время оставалась с Аидом в подземном царстве.

Слайд #9

Говард Дэвид Джонсон «Деметра. ищущая Персефону» Возвратившись на Олимп вместе со своей дочерью, Деметра вернула земле плодородие, и снова все зацвело, зазеленело, природа пробудилась. «Все живое ликовало и славило великую богиню Деметру и дочь ее Персефону».

Слайд #10

Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту, которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение

Слайд #11

Пан Пан ("понравившийся всем") в греческой мифологии - божество стад, лесов и полей, сын вестника богов Гермеса и нимфы Дриопы. Этот покровитель горных лесов и пастбищ, коз и овец был козлоног и рогат. Дриопа ужаснулась, увидев новорожденного сына, заросшего волосами и бородатого. Однако Гермес и боги-олимпийцы лишь рассмеялись и нарекли младенца Паном. Вместе с сатирами и силенами, демонами стихийных плодоносных сил земли, Пан входил в свиту Диониса.

Слайд #12

Рубенс Петер Пауль (1577-1640) «Церера и Пан» Музей Прадо, Мадрид, Испания

Слайд #13

Игривый и жизнерадостный, он был известен своим пристрастием к вину и веселью, пылкой влюбленностью и преследованием нимф. Одна из них, Сиринга, в страхе перед козлоногим богом превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Рубенс Петр Пауль (1577-1640) «Пан и Сиринга»

Слайд #14

Врубель «Пан» Непременный судья пастушеских музыкальных состязаний, он вызвал на соревнование Аполлона и, по мнению судьи, царя Мидаса, победил его. В отместку бог наградил судью ослиными ушами. «Пан, обучающий Дафниса игре на свирели»

Слайд #15

Как божество стихийных сил природы, звуком своей свирели Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх, особенно в знойный летний полдень, когда замирали леса и поля. Пан помогал в битвах, наводя ужас на врагов; Пан, обучающий Дафниса игре на свирели

Слайд #16

Посейдон Посейдон, в древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов. Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил впоследствии Зевс.

Слайд #17

Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони.

Слайд #18

При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.

Слайд #19

Аврора Аврора в древнегреческой мифологии - богиня утренней зари. Слово "аврора" происходит от латинского aura, что означает "предрассветный ветерок". Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи (в другом варианте: солнца - Гелиоса и луны - Селены). От Астрея и Авроры произошли все звезды, горящие на темном ночном небосводе, и все ветры: бурный северный Борей, восточный Эвр, влажный южный Нот и западный ласковый ветер Зефир, несущий обильные дожди.

Слайд #20

Однажды, случайно бросив лучи под свод пещеры, увидела Селена Эндимиона и, пораженная его умиротворяющей красотой, потеряла покой. Франсуа Буше(1703-1770)

Слайд #21

Франсуа Буше “Аврора и Кефал”, 1764 С тех пор в часы, когда ее не видно из-за туч, богиня, остановив колесницу, спускалась в пещеру, нежно склонялась над спящим юношей, целовала смежившиеся очи и произносила те слова, которые поэты дарят своим возлюбленным.

Слайд #22

Жерар де Лайресс “Селена и Эндимион”, 1680. г. Слышит их Эндимион, но, зачарованный Гипносом, не в силах приподнять век и ответить на ласки. Поэтому всегда тоскует Селена, и ее тоска порождает среди всего живого такую же тоску. Воют, закинув головы, псы и волки. Люди, охваченные непонятным беспокойством, не находят себе места и подчас совершают такое, о чем сами забывают с приходом Гелиоса.

Слайд #23

А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797 Эос (у древних римлян - Аврора) — в древнегреческой мифологии богиня зари, сестра Гелиоса и Селены По многочисленным мифам, Эос имела пылкое сердце и легко увлекалась всяким красивым смертным юношей.

Слайд #24

Edward Poynter “The Vision of Endymion”, 1913 Обясняли это тем, что Эос неоднократно делила ложе с Аресом, и Афродита, чьим любовником он был, в отместку внушила Эос вечную неразборчивую страсть к молодым смертным.

Слайд #25

П.Н.Герен (1774-1833) “Аврора и Кефал” Кефал - сын Гермеса, муж Прокриды, дочери царя Эрехфея. Прокрида изменила Кефалу с Птелеонтом, соблазнившись золотым венцом, и затем бежала от гнева мужа к царю Миносу. Потом она примирилась с Кефалом, вернулась к нему и нечаянно была им убита на охоте тем самым копьём, которое она получила в дар от любившего ее Миноса. За это решением ареопага Кефал был изгнан из страны. В Кефала была влюблена богиня Эос, похитившая его

Слайд #26

Н.Пуссен «Аврора и Кефал» (ок.1630). Лондон. Национальная галерея.

Слайд #27

Афродита Афродита ("пеннорожденная"), в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески — афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщал автор поэмы "О природе вещей" Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц - нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.

Слайд #28

Афродита - богиня красоты и любви (Венера Таврическая) II в. Древний Рим. Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста - самого искусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождала детей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что  Афродита состояла в браке и с  Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).

Слайд #29

С.Боттичелли «Рождение Венеры».

Слайд #30

Вильям Бугро «Рождение Венеры». Афродита (в римской мифологии Венера) – богиня красоты и любви – родилась из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда ее прозвище "пенорожденная" и Анадиомена - "появившаяся на поверхности моря". Любимые цветы Афродиты – роза, в которую она превратила тело погибшего возлюбленного Адониса, и печальные анемоны, выросшие из ее слез.

Слайд #31

Ф.Буше «Туалет Венеры»

Слайд #32

Буше Франсуа. «Триумф Венеры». 1740

Слайд #33

«Венера и Адонис», фрагмент. Автор - Peter Paul Rubens. Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращенной богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.

Слайд #34

Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты — Адонис. Афродита передаёт младенца в ларце на воспитание Персефоне, не пожелавшей в дальнейшем расстаться с Адонисом. Спор богинь разрешает Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мёртвых у Персефоны и часть года на земле с Афродитой, спутником и возлюбленным которой он становится. Разгневанная оказанным Афродите предпочтением, Артемида насылает на юношу дикого кабана, который смертельно его ранит . Скульптура Дж.Маццуолы «Венера и Адонис»

Слайд #35

«Смерть Адониса» , Лосенко А.П.,1764. Музей Республики Беларусь.

Слайд #36

«Суд Париса». Автор - Hendrick von Balen, 1599 Слева направо: Гермес, Парис, Афина, Гера и Афродита с Эротом Афродита была одной из трех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.

Слайд #37

Суд Париса (Парис - Сын царя Трои. Зевс поручил Парису рассудить споривших между собой о красоте Геру, Афину и Афродиту). c.1639. Масло на холсте. Музей Дель Прадо, Мадрид

Слайд #38

Диана Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов.

Слайд #39

П.Рубенс."Диана, идущая на охоту",1615

Слайд #40

Волков Р.М. «Диана, окружённая нимфами, и Актеон». С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида (Диана) в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Слайд #41

Овидий в «Метаморфозах» так описывает этот эпизод. Нимфы отдыхают в роще у ручья, они помогаю раздеться Диане, омывают ее ноги. Внезапно Актеон, охотившийся в лесу с собаками, обнаруживает божественную группу. Диана пытается укрыться от его взгляда за спинами нимф, затем с проклятьем брызгает водой на Актеона.

Слайд #42

Тициан «Диана и Актеон».

Слайд #43

Бернандино Цезари 1603-1606 «Диана и Актеон»

Слайд #44

АЛЬБАНИ ФРАНЧЕСКО «Богиня Диана, превращающая Актеона в оленя».   Болонья, 1578-1660   Холст, 52 х 62 см. Коллекция Людовика XIV; АЛЬБАНИ ФРАНЧЕСКО «Диана и Актеон»  (1578-1660)

Слайд #45

Галош «Диана и Актеон»

Слайд #46

Луках -Кранах старший «Диана и Актеон».

Слайд #47

Н.Скородумов «Диана и Актеон» Художники XVII—XVIII веков любили обращаться к этому сюжету, так как он давал возможность передать красоту обнаженного женского тела на фоне воды и зелени.

Слайд #48

Томас Гейнсборо «Диана и Актеон».

Слайд #49

Зинаида Серебрякова «Диана и Актеон», 1917

Слайд #50

Грации Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.

Слайд #51

Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.

Слайд #52

"Грации либо обнажены, когда желают показать, чтобы в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека)

Слайд #53

Рафаэль Санти «Три грации» (1503-1504)

Слайд #54

Гермес Гермес, в греческой мифологии вестник богов, покровитель путников, проводник душ умерших ,сын Зевса и прекрасной нимфы гор Майи, дед отважного Одиссея. Гермеса обычно изображают юношей в шляпе с загнутыми полями, в золотых крылатых сандалиях и с золотым магическим жезлом, подарком Аполлона, украшенным двумя змеями. Поскольку изъявление божественной воли иногда происходит во сне, то бог с помощью своего жезла насылал на людей вещие сны. Он — посредник между миром живых и миром мертвых,

Слайд #55

Известен миф о любви Ио и Зевса, которая состоялась благодаря Гермесу. Ио, в греческой мифологии дочь аргосского царя Инаха, была возлюбленной Зевса. Бог Зевс, страшась гнева ревнивой Геры, превратил царевну в белоснежную телку, но Гера, разгадав хитрость, потребовала ее себе в дар и приставила к ней стража, великана Аргоса, чье тело было испещрено множеством глаз, причем одновременно спали лишь два глаза. По воле Зевса и благодаря  своей хитрости Гермес освободил красавицу Ио от ужасного Аргоса и убил его. Освобожденная Ио странствовала по Греции, Азии и Египту, преследуемая оводом, насланным Герой. Лишь в далеком Египте она смогла принять свой прежний облик.

Слайд #56

В эпоху классической мифологии роль Гермеса переосмысливается. Он превращается в покровителя героев: вручает Персею меч для убийства горгоны Медузы; Одиссею открывает тайну волшебной травы, чтобы тот смог спастись от чар Кирки; охраняет героев во время странствий.

Слайд #57

Афина Афина, в греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении. Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты — змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — Афина Паллада.

Слайд #58

Классическая Афина покровительствует героям и защищает общественный порядок. Она выручала из беды Беллерофонта, Ясона, Геракла и Персея. Именно она помогла своему любимцу Одиссею преодолеть все трудности и добраться до Итаки после Троянской войны.

Слайд #59

Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц.

Слайд #60

Фемида Фемида, в древнегреческой мифологии богиня правосудия. Греки называли богиню разными именами, например Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи, второй жены Зевса и матери многочисленного потомства. Ее дочерьми были богини судьбы - мойры.

Слайд #61

В одной из легенд Фемида выступает в роли матери титана Прометея, посвятившей сына в тайну судьбы Зевса. Громовержец должен был погибнуть от одного из своих детей, рожденных Фетидой. В мифе о Прометее рассказывается, что герой открыл эту тайну только после тысячелетних мучений, на которые обрек его Зевс. «Фемида» Антон Лосенко, 1765

Слайд #62

Работа выполнена ученицей 10 А класса МОУ СОШ №1 Нетахата Екатериной. 2010 г.