«Реквием»: трагедия поэта и народа
Презентация на тему «Реквием»: трагедия поэта и народа к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
«Реквием»: трагедия поэта и народа. Автор: Богданова Олеся Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 13 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова г. Тамбова
Слайд #2
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения
Слайд #3
История создания поэмы «Реквием» А.Ахматова работала в 1935-1940гг. и в начале 1960-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год. Какие факты биографии А.Ахматовой были положены в основу поэмы?
Слайд #4
Анна Ахматова и Лев Николаевич Гумилёв, 1960- годы
Слайд #5
«Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса «Иоанна Богослова»: «И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора, И остров двинулись с мест своих». Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину? В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? Какое местоимение использует А. Ахматова? Почему? Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? Итак, кому же посвящается поэма?
Слайд #6
Часть 1 Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки?
Слайд #7
В.И. Суриков. «Утро стрелецкой казни». Экспонировалось на IX передвижной выставке в марте 1881 года
Слайд #8
«Я все народ себе представлял, как он волнуется. Подобно шуму вод многих», — говорил впоследствии Суриков. Суть полотна заключается в показе того необычайного, сверхчеловеческого мужества, той непобежденной душевной силы, которыми наделены стрельцы, готовые встретить смерть. Это воистину монументальные характеры по своей несокрушимой цельности. В образах стрельцов, созданных Суриковым, зритель познает могучие силы народа, проявляющие себя в трагической обстановке. Изображение волнующейся народной толпы, в которой заметно и содержательно каждое лицо, — вот что было особой заботой художника. Картина посвящена казни стрельцов после неудачного бунта 1698 года
Слайд #9
На картине два главных героя —Пётр, сидящий на коне возле Кремлёвских стен, и рыжий стрелец, гневно смотрящий на царя. Этот неистовый человек представляет собой эмоциональный центр композиции. Его руки связаны, ноги забиты в колодки, но он не смирился со своей участью. В руках он сжимает свечу со взметнувшимся языком пламени. Пётр глядит на стрельцов не менее гневным и непримиримым взглядом. Между фигурами стрельца и Петра можно провести диагональную линию, которая зрительно демонстрирует противостояние этих персонажей.
Слайд #10
Вывод Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Слайд #11
VII-X главы Близка ли героиня поэмы лирической героине ранней ахматовской лирики? Что изменилось вокруг и внутри поэта? Прочтите название X главы. С чем оно связано? Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
Слайд #12
Распятие Христа. Новгородская икона
Слайд #13
Маттиас Грюневальд. Распятие Христа Альбрехт Альтдорфер. Распятие Христа
Слайд #14
Вывод Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти распятие Христа. В образе Богоматери сливаются все матери мира. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына становится всеобщей в пространстве России и во времени
Слайд #15
Эпилог …А если когда-нибудь в этой стране Воздвигнуть задумают памятник мне, Согласье на это даю торжество, Но только с условьем - не ставить его Ни около моря, где я родилась (Последняя с морем разорвана связь), Ни в царском саду у заветного пня, Где тень безутешная ищет меня, А здесь, где стояла я триста часов И где для меня не открыли засов… И пусть с неподвижных и бронзовых век Как слезы струится подтаявший снег, И голубь тюремный пусть гулит вдали, И тихо идут по Неве корабли. Март 1940 Фонтанный Дом
Слайд #16
Итоги урока «Невольным подругам… двух осатанелых лет» посвящает А. Ахматова поэму «Реквием». Поэт, обращаясь к истории, говорит о трагичности судьбы русского народа и его могучей силе, способной вынести тяжёлые испытания. Масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету. Великая скорбь сближает лирическую героиню с образом Богоматери. Лирическая героиня осознала своё единство с народом. В финале она говорит о монументе, который должен стать памятник материнскому страданию, который в то же время символизирует народные страдания, пронизывающие всю историю России.
Слайд #17
Домашнее задание Каким вы представляете себе памятник А. Ахматовой, о котором говорится в заключительной части поэмы? Охарактеризуйте тематику и композицию поэмы «Реквием». Охарактеризуйте средства художественной выразительности в поэме «Реквием».
Слайд #18
Ресурсы сети интернет http://images.yandex.ru http://school-collection.edu.ru