Мать и сын
Презентация на тему Мать и сын к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Слайд #2
Слайд #3
Варвара Петровна – женщина умная, достаточно образованная и властная. В детстве испытала притеснения отчима, бежала к дяде и скоро после его смерти стала единственной наследницей его миллионов. Одиночество и обида на весь свет сделали Варвару Петровну капризной и жестокой «тираншей». Она была изобретательна в наказаниях. Никому, кроме мужа, не позволяла себе перечить.
Слайд #4
Ей хотелось, чтобы всё было грандиозно, чтобы походило на «двор». Слуги называются министрами. Дворецкий – министр двора, мальчишка, лет 14, заведовавший почтой, назывался министром почты. При госпоже на посылках были мальчики-пажи, которые выполняли все её поручения и неотлучно находились при ней. Существовал известный церемониал обращения с барыней: не сразу министр двора мог начать с ней разговор. Она должна была дать знак разрешения.
Слайд #5
За почтой посылали ежедневно верхового. Но не сразу, не просто можно было отдать эти письма. Варвара Петровна всегда отличалась нервностью (падение ножниц приводило её в такое волнение, что приходилось подавать флакон со спиртом). Министр двора разбирал письма и смотрел, нет ли какого с траурной печатью. Смотря по содержанию почты, дворовый флейтист играл мелодию весёлую или печальную, подготовляя барыню к предстоящим впечатлениям. Если от любимого сына Ванечки долго не было писем, барыня секла мальчика -почтальона. Тургенев об этом знал и старался писать исправно.
Слайд #6
Постороннему лицу (особенно не именитому) не так легко было въехать в Спасское. Еще не знаешь, куда попадёшь! Но «двор» знал. Прямо подъезжать к дому с колокольчиками мог только исправник (начальник уездной полиции). Другие за версту отвязывали колокольчик, чтобы не беспокоить барыню.
Слайд #7
Варвара Петровна была противоречивым человеком. Она открыла училище для крестьянских детей, основала вблизи Спасского «приютную ферму для бедных дворянок», богадельню и больницу с врачом и фельдшером В доме обучали французскому языку некоторых дворовых. Например, одной девушке по указанию госпожи было поручено делать выписки из французских книг. Обучали некоторых и бальным танцам для развлечения гостей. В поместье был свой хор певчих, обученных церковному пению. Но когда Варвара Петровна выдала замуж свою главную камер-фрейлину Агашеньку и у той родилась дочь, она приказала отдать ребёнка кормилице в деревню. Агашенька решилась обмануть барыню: спрятала ребёнка и сама ходила его кормить, скрываясь от барыни. Вся дворня об этом знала, и все молчали, никто не проговорился. За не так поданную чашку, за нестёртую со стола пыль горничных ссылали на скотный двор или в дальние деревни – на тяжёлую работу. За сорванный кем-то тюльпан секли подряд всех садовников. За недостаточно почтительный поклон барыне можно было угодить в солдаты (по тем временам это равнялось каторге). На конюшне пороли провинившихся почти каждый день.
Слайд #8
Большим уважением у всех и у госпожи пользовался дворецкий Лобанов, образованный и начитанный человек. Он знал французский язык и ежедневно в 10 утра являлся к барыне с докладом. Во время одного из докладов барыня возвысила голос и хотела ударить дворецкого по лицу, но он вырвал хлыст и отбросил его в дальний угол комнаты. Бунтовщика арестовала «полиция». Далее приказ: одеть в серую крестьянскую свитку, обуть лапти и сослать в дальнюю деревню. После смерти Варвары Петровны, по её завещанию, Лобанов получил вольную и 500 рублей наградных.
Слайд #9
Если до Тургенева доносились стоны и крики дворовых из конюшни, когда их наказывали плетьми, он бежал к матери и требовал отмены наказания. Однажды Тургенев-студент узнал, что мать продала другой помещице, которую крестьяне за жестокость прозвали Медведицей, непокорную девку Лушку. Он спрятал девушку, а потом, когда приехал исправник за крепостной, вышел ему навстречу с ружьём. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне. Она, между прочим, была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом».
Слайд #10
Иван – любимец матери, но это не спасало его от материнского гнева, от наказания розгами. В Спасском была своя полиция, а возглавляла её старуха Прасковья Ивановна с трясущейся головой и отвратительной наружностью. Её наговоры приводили к жестоким наказаниям не только дворовых, но и детей. Отец никогда не вмешивался.
Слайд #11
«Однажды мать, наслушавшись доносчиков, без всякого суда и расправы начала меня сечь. Секла собственными руками, и на все мои мольбы сказать, за что меня наказывают, приговаривала: «Сам знаешь, сам должен знать, сам догадайся, за что тебя секу». Так продолжалось 3 дня. Варвара Петровна заявила, что будет сечь сына до тех пор, пока он не признается в своём преступлении. И вот ночью, ничего за собой не найдя, глотая слезы, Ванечка решил бежать из дома. «Я уже встал, потихоньку оделся и в потёмках пробирался коридором в сени. Не знаю, куда я хотел бежать, только чувствовал, что надо убежать и убежать так, чтобы не нашли, и что это единственное моё спасение. Я крался как вор, тяжело дыша, и к ужасу моему увидел, что ко мне кто-то приближается, это был немец – мой учитель. Он поймал меня за руку, очень удивился и стал меня допрашивать. Тут добрый старик обласкал меня, обнял и дал слово, что больше меня наказывать не будут. На другой день, утром, он постучал в комнату моей матери и о чём-то долго с ней беседовал. Меня оставили в покое».
Слайд #12
Всё тяжелее Тургеневу было жить в Спасском и оставаться свидетелем причуд матери. Всё чаще возникали конфликты и споры. Варвара Петровна любила устраивать сыну торжественную встречу. Когда его ожидали, на поворотах расставляли верховых, чтобы давали тотчас знать о приезде барина. Дворовых мужчин выстраивали во дворе, чтобы они его приветствовали, а женщин на балконе, у подъезда. Они встречали барина криками: «Ура, Иван Тургенев!» Ивану Сергеевичу эта комедия не нравилась. В один из приездов он взглянул на балкон, где сидела мать, приживалки, дворовые девушки, и приказал кучеру ехать обратно в Москву.
Слайд #13
Прототип – это лицо, действительно существовавшее в жизни и послужившее основой литературного образа. Прототипом барыни является мать И. С. Тургенева, Варвара Петровна, жестокая крепостница. Образ барыни типичен, поэтому у героини нет собственного имени.
Слайд #14
«Причудливая» – значит капризная, привыкшая к тому, что челядь исполняет все её желания, которые вдруг взбредут ей в голову. Неожиданно она захотела женить Капитона на Татьяне, и также неожиданно подписала приговор Муму.