Новокрестьянские поэты
Читать

Новокрестьянские поэты

Презентация на тему Новокрестьянские поэты к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Слайд #2

Слайд #3

ЦЕЛЬ УРОКА: Определить своеобразие и место, занимаемое новокрестьянскими поэтами в поэзии XX века; Проследить поэтическую эволюцию поэтов; Акцентировать внимание на том, что обусловило репрессии по отношению к ним советской власти; Показать уникальность поэтов на примере наиболее характерных произведений

Слайд #4

Слайд #5

СВОЕОБРАЗИЕ НОВОКРЕСТЬЯНСКОЙ ПОЭЗИИ: Глубокие фольклорные традиции; В центре творчества – рассказ о горькой доле народа, тяжком непосильном труде и безрадостном житье; Лейтмотив творчества – гордость за многовековую богатую национальную культуру, хранителем которой является крестьянство; Поэтизация неразрывной связи человека с миром живой природы

Слайд #6

Николай Клюев Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом

Слайд #7

Слайд #8

Слайд #9

Самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии Гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом Возводил свои истоки к «неистовому протопопу» Аввакуму Творил художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного Мифологизация создавала приподнятый, героический настрой

Слайд #10

Слайд #11

Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку»,- Гремел мой прадед Аввакум!

Слайд #12

Слайд #13

Н.С.Гумилев: «На смену изжитой культуре, приведшей нас к тоскливому безбожью и бесцельной злобе, идут люди, которые могут сказать про себя: «Мы предутренние тучи, зори росные весны»

Слайд #14

Слайд #15

Песенная, фольклорная стихия творчества Изба – святилище земли, С запечной тайною и раем; По духу росной конопли Мы сокровенное узнаем… В твоих глазах дымок от хат, Глубинный сон речного ила, Рязанский маковый закат – Твои певучие чернила… (Посвящено С.Есенину)

Слайд #16

Образ избы как начала, средоточия жизни, источника вдохновения; Был широко образованным человеком: знал древнерусскую литературу, народное искусство, европейскую литературу, живопись, музыку, французский и немецкий языки

Слайд #17

Хронология жизни 1905 год – принимал участие в революционных явлениях 1906 год - заключен в вытегорскую, а позже – в петрозаводскую тюрьму 1917 год – с восторгом встретил революцию 1918 год – вступил в большевистскую партию 1920 год – исключен за религиозные убеждения 1923 год, 1934 год – арестован советской властью, ссылка в Нарымский край, поселение в Томске 1937 год - расстрел

Слайд #18

Из писем Н.Клюева: «Я сослан… на верную и мучительную смерть…я вообще слаб здоровьем, теперь же я навсегда загублен, вновь опухоли, сильнейшее головокружение…Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги…свирепая 50-градусная зима, а я голый, даже без шапки, в чужих штанах…Бумаги здесь нет. Я… очень слаб…У меня…- общая изба, где народу 14 человек…Здоровье мое сильно пошатнулось. На мне одни лохмотья. Восемь месяцев не был в бане из-за болезни. Самому не дойти, а помочь некому…

Слайд #19

Какое же «преступление» нужно совершить, чтоб заслужить такое «наказание»? Стихотворение «Клеветникам искусства» Цикл стихов «Разруха» Поэма «Погорельщина» Клюев – основатель и идеолог «новокрестьянской» поэзии

Слайд #20

Направляя жало пулемета на жар-птицу, объявляя её подлежащей уничтожению, следует призадуматься над отысканием пути к созданию такого искусства, которое могло бы утолить голод дремучей, черносошной России…А пока жар-птица трепещет и бьётся смертельно, обливаясь под стальным глазом пулемета…

Слайд #21

Сергей Клычков (Лешенков) За туманной пеленою На реке у края, Он пасет себе ночное, На рожке играя…

Слайд #22

Своеобразие лирики: Интерес к древнеславянской мифологии Фольклорные мотивы Простота поэтической формы, сюжета Прозрачность содержания Высший идеал – природа Тяготение к календарной обрядовой лирике Поэтизация сельской природы, крестьянского труда, народных праздников Лирический герой – одинокий мечтатель

Слайд #23

Слайд #24

Слайд #25

Слайд #26

Два образа в сборнике «Кольцо Лады» (1913год) – Дед - собирательный образ труженика, хранителя мудрости и опыта предков и Лада – образ, пришедший из мифологии, девушка-невеста, мечта Повязалась Лада Шелковым платком, Ходит Лада в поле С липовым лотком. Ходит Лада – сеет, Вкруг её синеет.

Слайд #27

Слайд #28

Стихотворение «Предчувствие» (1917год) Та же Русь без конца и без края, И над нею дымок голубой – Что же я не пою, не рыдаю Над людьми, над собой, над судьбой? И мне мнится: в предутрии пламя Пред бедою затеплила даль И сгустила туман над полями Небывалая в мире печаль.

Слайд #29

Петр Васильевич Орешин (1887-1938гг) Соломенная Русь, куда ты? Какую песню затянуть? Как журавли, курлычут хаты, Поднявшись в неизвестный путь

Слайд #30

Родом из Саратова, отец – из крестьян Окончил 3 класса городского училища Подолгу жил в деревне Скитался по Поволжью в поисках заработка Впервые напечатался в 1911 году Первый сборник – «Зарево» в 1918 году

Слайд #31

СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ: Образы и мотивы природы Фольклорно-сказочные мотивы Внимание к деревенскому укладу Внимание к социальным темам, темам бедности и богатства Отражение бунтарских настроений предоктябрьской деревни

Слайд #32

В отличие от Клычкова, много пишет и печатается после революции, приветствуя изменения в стране « Комсомольцы» «В покосе соревнуются бригады» «На тракторе сидел я, управляя…» «Золотая соха» Тяжко в пору нам покосную, Весь до косточки сломаешься. Ах, зачем ты, жизнь несносная, К нам, как мачеха, ласкаешься!

Слайд #33

ИТОГ УРОКА: Главное, что объединяло поэтов, было чувство любви к родной земле, беспокойство за её будущее. Их поэзия безыскусна и очень искренна Тревога за судьбу красоты в живом мире, в душе человека

Слайд #34

Источники: И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе 11 класс - Москва: «Вако», 2009