Высоцкая Ольга Сергеевна
Читать

Высоцкая Ольга Сергеевна

Презентация на тему Высоцкая Ольга Сергеевна к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

Высоцкая Ольга Сергеевна Она - эталон профессии диктора радио в самом полном её смысле. Ольга Сергеевна проработала у микрофона 60 лет, стала живой легендой отечественного радио. Мало кто знает, что на радио она начинала в качестве позера в утренней зарядке…

Слайд #2

О льга Серге евна Высо цкая (11 июня 1906 — 26 сентября 2000) — диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР (1980).

Слайд #3

Родилась в Москве в семье электрика на железной дороге. Уже в 8 лет она пришла в детский клуб «Зарница», читает стихи, танцует. Увлекается театром, участвует в театральной студии «Синяя птица». После школы работает на фабрике сортировщицей шёлка. Много занимается спортом, настолько успешно, что даже преподаёт физкультуру детям. Увлечение физкультурой привело её на радио.

Слайд #4

Тогда железнодорожное ведомство было одним из самых сплоченных и организованных в стране, можно сказать, государство в государстве. А вокзалы зачастую считались настоящими очагами культуры, особенно в тех населенных пунктах, где они были едва ли не самым капитальным строением в поселке… Одним словом, дети железнодорожников имели возможность гармонично развиваться в различных кружках. Так, 8-летняя Ольга перед самым началом Первой мировой войны пришла в детский клуб «Зарница», где занималась сначала в двух кружках: танцевальном и художественного чтения, а потом еще и театральным увлеклась.

Слайд #5

С 1929 года она участвует в подготовке уроков «Утренней гимнастики» на Всесоюзном радио. Дебютировать в качестве диктора Ольге Сергеевне помог случай: к началу новостийного выпуска на студии не оказалось ни одного диктора. Редкий тембр голоса в сочетании с великолепной дикцией, задушевность интонаций привлекли внимание слушателей и дикторов радио.

Слайд #6

С 1932 года она уже читает информационные и другие передачи на радио. И очень скоро становится ведущим диктором. Простота, убедительность, ясность, доверительность её чтения в эфире вместе с великолепным знанием тонкостей русского языка, культурой речи — всё это сделало её ведущим диктором Всесоюзного радио.

Слайд #7

Государственный Кремлёвский дворец СтроительМ.В.Посохин ОсновательНикита Хрущёв Дата основания1961 год В послужном списке Ольги Сергеевны самые ответственные передачи, прямые трансляции с Красной площади, из Кремлевского дворца съездов, она вела трансляции концертов и спектаклей из Колонного зала, Большого театра, МХАТа и др. театров, приобщая миллионы радиослушателей к великому искусству театра.

Слайд #8

Особенно талант Высоцкой раскрылся в годы Великой Отечественной войны. Конечно, самыми трудными были годы Великой Отечественной войны, первый ее период, когда наши войска оставляли один город за другим. Да и во время осады Москвы выходить приходилось под грохот орудий. Но дикторы никогда не покидали своих мест, не спускались в бомбоубежище…

Слайд #9

Тогда радионовости с фронтов, сводки «Совинформбюро» ассоциировались в представлении советских людей с голосами О. С. Высоцкой и Ю. Б. Левитана. Вместе с Ю. Левитаном в ночь на 9 мая 1945 года О. Высоцкая передавала сообщение о капитуляции фашистской Германии, а 24 июня того же года вела трансляцию с Парада Победы.

Слайд #10

До 1970 года была «голосом» московского точного времени.

Слайд #11

Высоцкая О. С. была великолепным педагогом, наставником молодых дикторов радио и телевидения. Она готовила первые телепередачи на только зарождающемся советском телевидении. Ольга Сергеевна проработала у микрофона 60 лет, стала живой легендой отечественного радио.

Слайд #12

Высоцкая, конечно же, хотела быть ведущей на телевидении. Но у нее был один существенный недостаток: она очень любила жестикулировать. А на экране это сразу бросалось в глаза. С другой стороны, на радио можно было делать любые движения, слушатели этого ничего не видели. Вот поэтому и не задержалась так долго на телевидении Ольга Сергеевна. Но ее голос знали и любили миллионы советских людей.

Слайд #13

26 сентября 2000 г., на 95-м году жизни скончалась выдающийся диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР Ольга Сергеевна Высоцкая. Похоронена в Москве на Пятницком кладбище (участок 3 )

Слайд #14

Лев Толстой советовал почаще посещать кладбища, чтобы, "отрешившись от суеты, задуматься над смыслом бытия".

Слайд #15

Награды 1931 год. О. С. Высоцкая проводит первые уроки утренней гимнастики на телевидении. Экспериментальные передачи Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 июня 1996) — за заслуги перед государством, большой личный вклад в развитие дикторского искусства.[3] Орден Ленина (1985). Орден Трудового Красного Знамени. Орден «Знак Почёта». Медали

Слайд #16

Работать для слушателя, а не «в камский мох»… - Ольга Сергеевна, голос- инструмент диктора. Как удалось Вам сохранить его в такой чистоте и готовности к работе? - Было в жизни всякое. Во время войны сутками находились в нетопленных студиях. Выходили в эфир под залпы зениток. Я ни разу не спускалась в бомбоубежище, и не только я – все дикторы не покидали своего рабочего места, хотя был строгий приказ и убежище тоже было. Знаете, чего больше всего боялись ? Конечно же, потерять голос. Всю жизнь первая группа дикторов, с которой я начинала, занималась «грамотой голоса».

Слайд #17

Приходили специальные преподаватели. Тренинг продолжался часами. Мы не отлынивали- понимали, что на одних природных данных долго не протянешь. Только с хорошо поставленным голосом и безупречной техникой речи можно долго и успешно работать для слушателя, а не в «камский мох». Было у нас такое довольно обидное определение для тех работников радио , кто не спешит избавляться от «каши во рту». Не понимают , наверное, что поставленный голос и отсутствие дефектов речи в нашей профессии – знак качества.

Слайд #18

Смешливость для диктора -огромный недостаток. Просто несчастье какое-то»... - Ольга Сергеевна, когда телевидение пришло в каждый дом, Вы почему-то покинули его, вернулись на радио… - Я поняла, что радио- мой дом. Здесь мне комфортнее. Я жестикулирую во время чтения. Это мне помогает найти более яркую, более убедительную интонацию. На телевидении , как и в обыденном живом общении, такие «плохие манеры» неприемлемы. А еще- я очень смешливая. Для диктора- это огромный недостаток. Просто несчастье какое-то. Но на радио, особенно когда работаешь в паре, смешинку легче пережить и скрыть, чем в прямом телевизионном эфире...

Слайд #19

Долгое время моим партнером на радио был замечательный и очень известный диктор Эммануил Михайлович Тобиаш , также «страдавший этим профессиональным недугом». И вот однажды, пока он читал, в ожидании своей очереди я , сидя в маленьком кресле на полозьях, до того раскачалась, что неожиданно рухнула на пол. Грохот был страшный. Как Тобиаш остался невозмутимым , я до сих пор не понимаю. Ну, довели мы передачу до первой паузы. Только собрались насмеяться вдоволь - начальство тут как тут.

Слайд #20

5 декабря 1938 года был основан Государственный дом радиовещания и звукозаписи (ГДРЗ). Что случилось? Эммануил Михайлович как истинный рыцарь собрался взять всю вину на себя. - Ничего особенного, - говорит, - у меня карандаш упал... Тут я начала хохотать и чувствую- не могу остановиться... - Карандаш упал! А в карандаше килограммов семьдесят как минимум... Начальство ничего не поняло. И слава Богу

Слайд #21

В пятницу 20 июля 1941 года Ольга Высоцкая ушла в отпуск. В воскресенье небо было, как она мне рассказывала, необычайно синее. Но в глазах у нее потемнело, когда раздалось зловещее слово: 'Война'. Первая мысль была: 'Как там у нас на радио? Надо быстрее туда, надо быть вместе со всеми'.

Слайд #22

На следующий день, произнося у микрофона привычные слова 'Говорит Москва!', Высоцкая, как и ее коллеги, стала входить в каждый советский дом не с радостными вестями, как прежде, а с горькими, тревожными.

Слайд #23

Она чувствовала, как соотечественники ждут каждого слова диктора, как вслушиваются в его интонации.

Слайд #24

И Ольга Сергеевна стремилась к одному: вложить даже в неутешительные сообщения свою убежденность, что, как ни трудно и горько переживаемое сейчас, обстоятельства эти временные, преходящие. Верой в победу наполнялось каждое слово, звучащее из Москвы.

Слайд #25

Как трудно это было! Высоцкой не раз приходилось сдерживать слезы, как, например, 27 января 42-го года, когда она утром, едва придя на работу, прямо с листа читала опубликованный в 'Правде' очерк 'Таня'.

Слайд #26

Мне судьба послала это величайшее счастье»... - Ольга Сергеевна, Вам вместе с Юрием Борисовичем Левитаном довелось вести последний «военный эфир» Великой Отечественной. А сколько их было всего и какими они были для Вас? - Вообще-то это чудо, что мы с Юрием Борисовичем оказались работавшими в ту ночь с 8-го на 9-е мая. Расписание работы дикторских групп составлялось заранее, и как тут не поверить, что мне судьба послала это величайшее счастье одной из первых произнести в эфире такое сладкое слово ПО-БЕ-ДА!.. Я пришла в студию в 9 часов вечера 8-го мая, чтобы вести «салютный концерт». Был такой порядок: после сообщения об освобождении очередного города гремел салют и передавался праздничный (салютный) концерт…И вот в ту ночь казалось, что «салютному концерту» не будет конца- все время зачитывались все новые и новые приказы о взятых немецких городах, небо Москвы озарялось салютом, в эфире я объявляла очередные концертные номера…

Слайд #27

Казалось, что сам воздух в студии раскален. С таким напряжением все мы ожидали самого важного сообщения. О том, что такое сообщение непременно будет, догадывались и радиослушатели.Звонили и требовали не тянуть. Левитан вошел в студию около двух часов ночи. Я поняла, какой документ он держит в руках, и у меня как-то сразу перехватило дыхание. Юрий Борисович зачитал Сообщение ТАСС о капитуляции фашистской Германии. Мне предстояло сообшить слушателям описание церемонии капитуляции. Я это сделала с большим подъемом. Очень хотелось в конце добавить от себя : - Дорогие! Милые! Вот и дождались! Войне – конец!.. Такие же эмоции я испытала, наверное, еще всего лишь один раз в июне того же 45-го года на Параде Победы. Весь день шел теплый летний дождь, который кто-то очень точно назвал «невыплаканными слезами тех , кто не дожил до победы». Я работала в эфире с постоянным ощущением светлой грусти и необыкновенного оптимизма. До сих мне кажется, что слышу молодецкое раскатистое «Ура!», которым солдаты победы встречали на Красной площади командующего парадом Маршала Жукова… Незабываемо.

Слайд #28

В ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал по радио новый государственный Гимн СССР («…Союз нерушимый республик свободных…»

Слайд #29

«Прошло целых четыре года с того дня, как, находясь в отпуске, я услышала это страшное слово – Война! Показалось, что опрокинулось небо… Бросилась в Москву, и очень скоро уже работала в эфире, понимая, что каждое слово теперь должно звучать для слушателя иначе. Он прислушивается не только к тому, ЧТО, но и КАК я говорю - к интонации , к внутреннему настрою. Наступило время невероятной ответственности за каждое произнесенное слово. Все дикторы Московского радио стремились нести людям надежду. И мне кажется, мы с этой задачей справлялись… Я не знаю , сколько часов провела в эфире в военные годы. Не будет преувеличением сказать, что это была бесконечная трудовая вахта… … Так уж случилось , что мы с Ольгой Сергеевной родились в разные годы, конечно, но в один день- 11 июня. Прощаясь, она сделала мне поистине царский подарок- сняла с полки свои любимые мемуары Шаляпина и протянула со словами: - Это Вам на память. Вот уж у кого были голос и техника речи. Пример для всех и на все времена. « И.Бедерова Об авторе: Ирина Бедерова, радиожурналист. Работала на радиостанции «Юность», была специальным корреспондентом Московского радио, ведущей программ «Радио России».

Слайд #30

Интересные факты Перегорела лампочка в студии. Диктору Ольге Высоцкой - такой же легендарной личности - надоело ждать, когда придет электрик, и она крикнула: "Дайте же мне мужчину наконец!". И не заметила, что микрофон включен.

Слайд #31

Конечно, в эфире была цензура. Например, в военные годы во время трансляции "Последних известий", которые единственные читались в прямом эфире, в студии сидел человек из соответствующих органов и даже, как рассказывали, с оружием. Но была цензура и профессиональная - никаких ошибок, неправильных ударений. Сейчас эта радиошкола большого державного стиля, к сожалению, утрачена... Наталья Бехтина

Слайд #32

Свою последнюю телепередачу «Ты помнишь, товарищ?» Юрий Борисович записал вместе с многолетней напарницей - блестящим диктором Ольгой Высоцкой летом 1983 года, накануне отъезда на Курщину. У него побаливало сердце, друзья уговаривали: «Может, не поедешь?..» А он отвечал: «Не могу не поехать. И не хочу не поехать».

Слайд #33

- Если бы за свою дикторскую жизнь я участвовала только в двух передачах - в ночь с 8 на 9 мая и в репортаже с Парада Победы - ради этого стоило быть диктором, - сказала однажды народная артистка СССР.

Слайд #34

Свой богатый опыт Высоцкая передавала новому поколению дикторов - ее учениками являются многие известные ведущие радио и телевидения.

Слайд #35

Работа выполнена уч.анг.яз.Куликовой З.Е.,2011 г. http://moscow-tombs.narod.ru/2000/vysotskaya_os.htm http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.peoples.ru/tv/olga_vysotskaya/index.html http://www.tvmuseum.ru/ http://smolensk.forumei.ru/ http://old.journalist-virt.ru/ http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20933/ http://www.volga34.ru/news/43647/ http://base.ijc.ru/new/ http://web-boldd.ru/ http://www.tunnel.ru/