М.Е.Салтыков-Щедрин
Презентация на тему М.Е.Салтыков-Щедрин к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
27 января1826-1889
Слайд #2
"Его имя останется в истории не только как имя самого великого памфлетиста, которого когда-либо знала Россия, но и как имя великого гражданина, не дававшего ни пощады, ни отдыха угнетателям мысли. Щедрин действительно жил только своим временем, но как хорошо сказал Гете: "Кто жил для своего времени, тот жил для всех времен."
Слайд #3
Михаил Евграфович родился в дворянской помещичьей семье. Детские годы, проведенные в грубой крепостнической среде, оказали огромное воздействие на его творчество. Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Здесь Салтыков-Щедрин серьезно увлекся литературой. С 1844г. после окончания лицея служил в канцелярии Военного министерства. В это время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью, в 1848 Салтыков-Щедрин был выслан на службу в Вятку за "вредный образ мыслей". Занимал должности старшего чиновника, советника губернского правления. Вернулся в Петербург, где своими "Губернскими очерками" (подписанными псевдонимом Н. Щедрин) он приобрел громкую славу.
Слайд #4
Слайд #5
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Слайд #6
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Слайд #7
Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). «Премудрый пискарь»
Слайд #8
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). «Медведь на воеводстве»
Слайд #9
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков.
Слайд #10
Слайд #11
Слайд #12
Слайд #13
Слайд #14
Слайд #15
Слайд #16
Слайд #17
ВИКТОРИНА 1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
Слайд #18
ВИКТОРИНА 2. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»?
Слайд #19
ВИКТОРИНА 3. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?
Слайд #20
ВИКТОРИНА 4. На какие реальные города похож щедринский город, если известно, что, с одной стороны, он основан на болоте, а с другой — построен на семи холмах?
Слайд #21
ВИКТОРИНА 5. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?
Слайд #22
ВИКТОРИНА 6. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский?
Слайд #23
ВИКТОРИНА 7. Как называл писатель «рабскую манеру», полную иносказаний, недомолвок и оговорок, к которой вынужден был прибегать?
Слайд #24
ВИКТОРИНА 8. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную ... и звание ... предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?
Слайд #25
Слайд #26