Юрий Павлович Казаков
Читать

Юрий Павлович Казаков

Презентация на тему Юрий Павлович Казаков к уроку по литературе

Презентация по слайдам:


Слайд #1

«Голос Юрия Казакова был услышан мгновенно». Ю.Трифонов Выполнила: Самодурова Вера Валентиновна, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г.Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.»

Слайд #2

Юрий Павлович Казаков 1927 - 1982

Слайд #3

Начало пути Родился 8 августа 1927 в Москве в семье рабочего, выходца из крестьян Смоленской губернии, детство провел на Арбате. В Автобиографии (1965) писал: «В роду нашем, насколько мне известно, не было ни одного образованного человека, хотя талантливы были многие».      В 1933 отец был арестован за то, что слышал рассказ о зверствах во время коллективизации на Тамбовщине, о сопротивлении крестьян и не донес. Лишившись отца, семья бедствовала. Учился Казаков в строительном техникуме, затем в музыкальном училище им. Гнесиных (окончил в 1951), играл на контрабасе в оркестрах. Он играл в оркестре Вахтанговского театра и в оркестре Большого театра, но эпизодически.

Слайд #4

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой « Музыка не стала его профессией, но ведь он не перестал быть музыкантом. Он сумел слить воедино два дара - музыкальный дар и дар слова. Профессор Владимир Владимирович Хоменко, преподаватель Юрия Павловича в Гнесинском училище, поклонник его писательского таланта, как-то сказал: «Когда я читаю Казакова, я слышу музыку». Музыка в рассказах Казакова и музыка его рассказов - очень глубокая тема. Он постоянно слушал музыку. Иногда ему снилась незнакомая симфоническая музыка, и он жалел, что не смог записать ее. В дневнике студенческих лет он писал о любимом Рахманинове: «В его фортепианных произведениях нет аккордов, пассажей, отдельных нот, которые было бы неудобно, неловко сыграть, аппликатура его вещей проста, изящна, легка», и тут же о литературе: «В настоящей поэзии не должно быть неудобных, корявых слов, выпадающих из общей тональности». У него был абсолютный слух в том, что называют музыкой слова».

Слайд #5

Первые публикации В 1953-м году подал документы в Литературный институт им. М. Горького, где был конкурс пятьдесят человек на одно место. Поступил! Сейчас трудно поверить, что Юрий Павлович с трудом защитил диплом в Литературном институте. В 1958 году он представил к защите восемь рассказов, среди них: «На полустанке», «Арктур - гончий пес», «Никишкины тайны». Рецензенты,отметив мастерство и талант, в один голос сказали, что автор «еще не нашел себя в идейном отношении», что рассказы его «вне времени и пространства», упрекали в «достоевщине». Спас дело писатель Всеволод Иванов, председательствовавший на защите и предложивший зачесть диплом, чтобы не закрыть талантливому человеку дорогу в литературу. Рассказы Юрия Павловича получили тогда широкое признание, и не только у нас: уже в 1960 году вышел сборник его рассказов в Италии. Публиковаться начал в 1952. Первые книги («Тэдди», 1957; «Манька», 1958) вышли в Архангельске, сборник «На полустанке» (1959) в Москве. Огромное впечатление произвела на Казакова проза жившего в эмиграции И. Бунина. Строй фразы, ритм, пластика бунинского стиля настолько сильно повлияли на Казакова, что ему пришлось приложить немало усилий, чтобы освободиться от подражательности.

Слайд #6

Зрелость В начале 1960-х гг. Ю.Казаков пишет рассказы, ставшие классикой русской лирической прозы: «Осень в дубовых лесах», «Двое в октябре», «Адам и Ева», «Плачу и рыдаю». За каждым из них просматриваются разные ветви тогдашней русской прозы - «деревенская», «городская», «лирико-психологическая» и т.д. Казаков в своих рассказах открывал то, что, в сущности, давно уже было открыто, но заслонено, отодвинуто трудными, суровыми годами, - теплоту и красоту обычной жизни с ее малыми, но, по сути, великими радостями и утешениями. Он находил поэзию в вещах самых непритязательных и будничных, но необходимых, как вода, воздух, хлеб, поэтизировал человеческие чувства, возвращая им утраченное значение. Жизнь, по мысли писателя, даже принося страдания, все равно - радость.

Слайд #7

Последние годы жизни Со второй половины 1960-х гг. Казаков переживает творческий кризис. Для заработка он переводит трилогию казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», посвященный событиям времен Первой мировой и гражданской войны на Арале. Лишь в 1970-е гг. он создает свои вершинные рассказы -- «Свечечка» (1974) и «Во сне ты горько плакал» (1978), где главной темой становится глубокое переживание драматизма жизни. 29 ноября 1982 в возрасте 55 лет Ю.Казаков скончался. Посмертно была издана книга "Две ночи" ("Разлучение душ"), в которой были собраны еще не опубликованные им произведения, в том числе и незаконченные.

Слайд #8

«Задумал я не более, не менее, как возродить и оживить жанр русского рассказа» (о творчестве Ю.П.Казакова) Рассказ для Ю.П.Казакова – не «разведывательный» жанр, не заготовка для романа, а нечто вполне самодостаточное. В них видна школа, которую он проходил в общении с классикой, - от И. Тургенева до М. Пришвина. Эта школа чувствуется в благородной красоте и живописности русского языка, точности стилистического приема, развитом чувстве художественной меры. Детально разработанный им жанр - рассказ лирический, с повышенной субъективностью и усиленной ролью рассказчика, автора или героя (”Голубое и зеленое”), с пристальным вниманием к детали, еле уловимому состоянию, ускользающему чувству (”Двое в декабре”), с ослабленной фабульностью, пронзительной откровенностью (”Свечечка”, “Во сне ты горько плакал”). Уже во многих ранних рассказах – «Поморка», «Манька», «Арктур – гончий пес» - проявляется редкий дар Ю. Казакова вживаться в чужую жизнь, входить в нее изнутри, постигая до тонкости поразивший его характер. Писатель вообще испытывал тяготение к натурам необычным, выпадающим из общей меры, живущим своей особой внутренней жизнью. Такова одинокая девяностолетняя старуха Марфа в рассказе «Поморка», необычный мальчик в рассказе «Никишкины тайны» и многие другие.

Слайд #9

Особенности «деревенской прозы» Ю.П. Казакова Писатели старшего поколения В. Овечкин, Г. Троепольский, С. Залыгин исследовали социально-экономические отношения в деревне, рассказывали о ее нелегких судьбах после опустошительного гитлеровского нашествия. Ю. Казаков подошел к изображению деревенской жизни с другой стороны: его больше занимали те нравственные психологические проблемы, с которыми он столкнулся в новой для себя среде. Дело в том, что писатель рассматривал деревню глазами городского человека, открывшего для себя неведомый мир. Полная перемена впечатлений создавала особую резкость видения. Разрыв с прежней жизнью, когда человек становится еще не городским, но уже и не деревенским, драматизм и последствия этого разрыва – стержень содержания рассказов «На полустанке», «Запах хлеба», «Трали-вали», «Некрасивая».

Слайд #10

Русский Север в творчестве Ю.П.Казакова Теме Русского Севера Юрий Павлович посвятил многие свои рассказы. В конце 1950-х гг. Казаков попадает на русский Север, очаровавший его и ставший источником многих его сюжетов. Здесь он пишет рассказы «Манька», «Некрасивая», «Никишкины тайны», «На острове» и др. В 1960 он пишет очерки о русском Севере, составившие книгу «Северный дневник» (1961), который сначала назывался «Тихие герои». Ведущая мысль очерков: исполнение своего долга, «тихое мужество» тружеников-поморов. Особенности очерков: репортерская информативность; лаконичность; лиризм и поэтичность. Его «Северный дневник» 10 лет пополнялся новыми главами о Карелии, Мурманске, Архангельске, Соловках, Кольском полуострове.

Слайд #11

Из воспоминаний вдовы Ю.Казакова Тамары Михайловны Казаковой « Любовь к Северу была у него ностальгической. С конца сороковых годов он ездил на Север к ссыльному отцу. Павел Гаврилович после срока лагерей жил в Лузе на севере Кировской области и работал на лесоперерабатывающем комбинате. Там Юрий Павлович полюбил бедную северную природу, поразившую его своей «жизненной цепкостью», там пристрастился к охоте - так они добывали себе пропитание. Светлым воспоминаниям об этих днях и охотах с отцом посвящен рассказ «Дым» («На охоте»). Позже, с 1956 года, он ездил на Беломорье во время студенческих каникул в Литинституте и окончательно «заболел Севером». В 1966 году он специально поехал на Соловки, в паломничество к поруганной северной святыне, и написал одну из самых сильных своих вещей - статью «Соловецкие мечтания», смелый по тем временам призыв к спасению Соловецкого монастыря».

Слайд #12

“Кому как, а для меня нет на свете прекрасней, я бы даже сказал торжественней запаха, чем запах свежезасоленной рыбы. Для меня это даже как бы и не рыбой пахнет, а всем остальным, что связано с ней, - палубой сейнера, скажем, сетями, водорослями, морем, смелостью и силой рыбаков, уютом кубриков – мало ли чем! Впервые почувствовал я эту радость и напряженность в Пертоминске на Белом море...”,- писал Казаков в “Северном дневнике”.

Слайд #13

Книга густо населена героями - людьми, чья жизнь полна постоянного труда и требует каждодневного мужества. С тщательностью летописца описывает Ю.Казаков ловлю рыбы, охоту, быт, обычаи - все то, что составляет жизнь моряков и поморов: “Они работают на крохотных суденышках - на шхунах, мотоботах, сейнерах, на малых рыболовных траулерах. Как же бьет море эти суденышки и какими мужественными должны быть все эти люди!”

Слайд #14

Казаков точен во всем: в описании дикой, экзотической для среднерусского жителя природы, в цифрах, отражающих экономическую сторону жизни рыболовецких хозяйств; даже фамилии и имена своих героев он не изменил: так и пришли они на страницы очерков со своими звучными, древними, как море, именами - Нестор, Кир, Евлампий, Тыко Вылка. Писатель называет их “тихими героями, всю жизнь противостоящими жестокостям природы”.

Слайд #15

Рассказ Ю.П. Казакова “Арктур - гончий пес”. Особое место в творчестве Юрия Казакова занимает рассказ о слепой собаке, рассказ с удивительным, “звездным” названием “Арктур - гончий пес”. “Много я видел преданных собак, собак покорных, капризных, гордецов, стоиков, подлиз, равнодушных, лукавых и пустых. Арктур не был похож ни на одну из них. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным и возвышенным… Но если не мог он ничего увидеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака… И еще была у него одна особенность: он никогда не визжал и не скулил, напрашиваясь на жалость, хотя жизнь была жестока к нему”.

Слайд #16

Кому посвящен рассказ? Почему? Юрий Казаков был увлечён творчеством Пришвина, в 1956 году поехал в командировку на Север и прошёл тем же путём, что и Пришвин, но только полвека спустя. А через год после путешествия Казаков написал историю про Арктура. Пришвин был близок Ю.Казакову родственным отношением к природе. Все эти причины и обусловили появление посвящения.

Слайд #17

Что обозначает имя пса? Арктур — название самой яркой звезды Северного полушария. Наиболее благоприятные условия её видимости в апреле–мае.

Слайд #18

Главная мысль рассказа Ю.Казакова: “Никто на земле не рождается бесцельно... и... нет ничего лучшего, чем служить своему предназначению”

Слайд #19

Премия имени Юрия Казакова, учрежденная журналом "Новый мир" и Благотворительным Резервным фондом, присуждается с 2000 года автору, живущему и работающему в России, за рассказ на русском языке, впервые напечатанный в текущем году на территории России.

Слайд #20

Лауреат литературной премии имени Ю.П.Казакова за 2009 год Олеге  Ермаков «Легкий  поток»

Слайд #21

Использованные источники информации: Недзвецкий В.А. Возврат к жизни // Литература в школе. 2001. № 2. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. http://www.ug.ru/archive/25059