Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Презентация на тему Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» к уроку по литературе
Презентация по слайдам:
Слайд #1
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» 1814-1841
Слайд #2
Глубокое чувство действитель- ности… богатство содержания… глубокое знание человеческого сердца и современного общества… самобытность и оригинальность – вот качества этого произведения, представляющего собою совершен- но новый мир искусства. В.Г. Белинский
Слайд #3
Словарь Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний человека. Психика – совокупность душевных переживаний, душевный склад. Душевный – внутренний, психический мир человека, его сознание. Рефлексия – размышление о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания. Социальный – общественный, относящийся к жизни людей и их отношениям в обществе.
Слайд #4
Цель работы: Раскрыть, почему роман является психологическим; Показать его значение для развития русской литературы.
Слайд #5
План. Социально-психологический роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» - величайшее открытие XIX века. В чем проявился психологизм романа? Психологически рассчитанный план романа; Психологический портрет героя; Психологизм взаимоотношений героя, его воздействие на людей; Психологизм природы; Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем; Психология героя как социальное явление. Значение романа для развития русской литературы.
Слайд #6
Величайшим открытием в мировой литературе XIX века стало произведение М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - первый социально-психологический роман. До него был опыт психологического раскрытия личности (Гёте «Страдания юного Вертера», рассказы Мопассана, «Бедная Лиза» Карамзина, стихотворения Жуковского), но был ограничен – показан в рамках любви.
Слайд #7
У Лермонтова психологическая глубина личности, изображение внутренней жизни человека гораздо шире. Он создал социально-психологический и философский роман. Лермонтов первым показал противоречивость человеческой души, которая «едва не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
Слайд #8
В чём проявился психологизм в романе? Психологически рассчитанный план. Особенностью его является нарушение хронологической последовательности событий с целью шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина, то есть историю его души. На примере Печорина Лермонтов стремился раскрыть историю целого поколения.
Слайд #9
Психологический портрет героя (как выражение личности героя, его души). Сложный и противоречивый внутренний мир. Духовная неуспокоенность, вечный поиск, жажда истинной жизни и истинной деятельности ведут Печорина, не дают остановиться. Противоречия в характере героя свидетельствуют об усталости и холодности, о нерастраченных силах. Появление «героя времени», человека, воплотившего в себе все черты эпохи, заставляет людей почувствовать всю трагичность века.
Слайд #10
«Зачем я жил? Для какой цели я родился?» М.А. Врубель. 1890 год.
Слайд #11
Психология взаимоотношений героя, его воздействия на людей (Я и общество) Печорин Максим Максимыч Грушницкий «водяное общество» Вернер Вулич
Слайд #12
Отношение Печорина к женщинам. Печорин Бэла неизвестная женщина Вера княжна Мери
Слайд #13
Психологизм природы. Ф.Д. Константинов. 1962 г. Кавказ Природа воспринимается героем в связи с его настроением.
Слайд #14
Психологический анализ – способ решения нравственно-философских проблем. «Пробегаю в памяти всё моё прошедшее…» Д.А. Шмаринов. 1941г.
Слайд #15
Психология героя как социальное явление. В.Г. Белинский назвал роман «грустной думой о нашем времени». Иллюстрации М.А. Врубеля и К.А. Савицкого.
Слайд #16
Значение романа для русской литературы. За «Героем нашего времени» появляется целая галерея образов: Базаров, Андрей Болконский, Пьер Безухов, Родион Раскольников и другие.
Слайд #17
Значение романа для русской литературы. Русская классическая литература достигла в изображении внутреннего мира человека высочайших вершин. Лермонтов, Тургенев, Достоевский, Л.Н. Толстой – имена гениальных писателей-психологов, равных которым не так уж много в мировой литературе.